«ШАХ» («SHAH») — советская и российская группа, пионеры советского трэш-метала, основанная в 1985 году Антоном Гарсия вместе с Андреем Сазоновым (барабаны) и Михаилом «Мишок» Жемчужным (бас, вокал).
Известна также тем, что партии бас-гитары в ней несколько лет исполнял Анатолий Крупнов.
Предыстория
В августе 1988 года, после двух лет игры в основанном им же коллективе «Черный Обелиск», Анатолий Крупнов совершает неожиданный шаг: в одночасье переходит на контрактную работу в один из наиболее профессиональных российских «тяжелых» составов — трио «Shah», распустивший для этого на два года свой собственный коллектив. Перед первым в СССР трэш-металлическим коллективом лежали громадные по тем временам перспективы — зарубежные гастроли и запись альбома в Западной Германии (при продюсировании Валерия Гаины). Свой первый концерт в составе «Shah» Крупнов играет 3 августа 1988 года на Малой спортивной арене «Лужников», а затем отправляется с группой на гастроли в Венгрию.
Поскольку скоростная музыка «Shah» требовала принципиально иного «запаса прочности», Анатолий Крупнов оставляет функции фронтмена и автора песен, перенаправляя свои лидерские амбиции в новое русло — более серьезное освоение бас-гитары и оттачивание технического мастерства. Совмещая интенсивные репетиции с каждодневными многочасовыми занятиями на инструменте, Анатолий Крупнов в кратчайший период совершает серьезный качественный скачок в игре — за три месяца он поднимает свои исполнительские навыки басиста на принципиально иной уровень.
А. Крупнов: «По уровню техники игры я до ШАХА просто не дотягивал. А тут еще мне принесли послушать альбом группы MANOWAR «Kings Of Metal». Я поставил его и попал как раз на «Sting Of The Bumblebee». У меня просто «башню» унесло! Я всегда играл и играл себе, а на левую руку никогда особо внимания не обращал… Тут еще Гарсия меня подзадорил, сказав, что если б я играл хотя бы вполовину так же, то… Я ответил: «Да что там вполовину! Я так же буду играть! Даже лучше и быстрее!» После этого я серьезно взялся за инструмент и месяца через три уже мог играть то же самое, даже быстрее и чище…»
>> SHAH «25 лет альбому Beware» (интервью-история группы), Сергей Хлебников, 2014
>> Анатолий Крупнов / SHAH / BEWARE (Сергей Хлебников, портал BassBoomBang)
Альбом «Beware»
В ноябре 1988 года «Shah» отправляется в Мюнхен на студию «RedLine» для записи своей дебютной пластинки. На этом альбоме Антонио Гарсия впервые выступил в роли вокалиста. Интересно также то, что старую песню «Шаха» под названием «Metal Fight», являвшуюся своеобразным гимном группы, на концертах пел Анатолий Крупнов.
За неделю до поездки Крупнов ломает кисть и пальцы на правой руке, однако не отменяет своего участия в студийных сессиях и со сломанной рукой, превозмогая боль, записывает все бас-гитарные партии альбома. С 12 по 29 ноября 1988 года, живя в студии и работая по десять часов в сутки, «Shah» записывает альбом, получивший название «Beware».
В мае 1989 года лейблом Atom H пластинка «Beware» выпускается в продажу на европейский музыкальный рынок и собирает положительные рецензии в специализированной западной прессе (например, журнал MetalHammer поставил ей 5,3 балла). «Shah» подписывает контракт с немецкой компанией Major Records International, группа проводит концертные телевизионные съемки в программе Mosh Special и промопоездки по Германии.
Альбом хорошо продавался, однако во время первого промотура (в котором «Шах» работал с «Круизом») возникли проблемы с немецкой стороной и проект был приостановлен. «Шах» вернулся в Москву и перешёл на работу в Центр Стаса Намина. В этот период снимается первый видеоклип на песню «Save The Human Race».
Начинаются эксперименты с музыкальными стилями. В 1990 году «Шах» записывает демо: четыре новые композиции в стиле трэш-арт-рок. После чего Антонио Гарсия приступает к записи своего сольного проекта в арт-роковом стиле, в работе над которым ему помогали музыканты из «Бригады С», «Нюанса», «Морального Кодекса». Проект получил название ANTON GARCIA GRAND ORCHESTRA.
Летом 1990 года Анатолий Крупнов покидает «Шах» в связи с намерением возродить «Черный обелиск».
В своём интервью в феврале 1998 года АРХИВ / №4 (41) 1998 / JOKER CLUB / АНТОН ГАРСИА:
«Толик был одним из тех, кого я любил, обаятельным человеком и хорошим музыкантом. Если бы не эта трагедия, я уверен, у него было бы все хорошо — настолько сильно он шел в гору. До сих пор я не могу поверить в то, что его нет рядом со мной…»
Альбом был издан на различных носителях в Германии, Японии, СССР, России, США.