Юрий Шевчук (род. 16 мая 1957 года, Ягодное, Магаданская область, РСФСР, СССР) – советский и российский рок-музыкант, автор песен, поэт, актёр, художник, продюсер и общественный деятель. Основатель, лидер и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (18 сентября 2003).
«Поймать ветер в свои паруса — самое важное. Мне кажется, нужно говорить о том, что тебя волнует, не врать самому себе…» (Юрий Шевчук, весна 2016).
Анатолий Крупнов не только любил, но и бесконечно уважал Юрия Юлиановича, не раз признавался, что преклоняется перед его поэтическим даром и любит творчество.
В 1994 году Анатолий чуть было не оказался в рядах ДДТ.
А. Крупнов:
«Я встретился с Шевчуком, и мы отыграли вместе три недели. «ДДТ» готовит новую программу. Вадик Курылев с баса переключился на гитару, за барабанами по-прежнему Игорь Доценко. И для оживления звучания им нужен был новый басист. За две недели мы здорово сыгрались с Доцей – играть с ним в ритм-секции просто кайф. Но когда уже нужно было решать: оставаться в Питере или возвращаться в Москву, я все взвесил и поехал на вокзал».
(из интервью А. Крупнова А. Алексееву «Прикосновение к «Неприкасаемым»», газета «Экстра-М» от 19 марта 1994 года)
А вот как сам Юрий Шевчук вспоминал об этом времени:
«Толик произвел на меня неизгладимое впечатление. Совершенно потрясающий человек! С ним всегда было комфортно. А уж когда он начинал играть… Все просто открывали рты и смотрели на него, опустив руки».
(Максим Титов, «История группы Чёрный Обелиск»)
В. Курылёв (ДДТ):
«…Куда-то подевался Андрей Васильев, а на бас был приглашен из Москвы Анатолий Крупнов. Я занял место ритм-гитариста. Единственный, кто остался на месте, был Игорь Доценко, ну и, конечно, Юра. В таком составе мы начали готовить новую программу и сделали несколько вещей: «Духи», «Белая Река», «Глазища», «Российское Танго». Однако после Нового Года Толик Крупнов на очередную репетицию из Москвы не приехал, а рванул в Таиланд, что означало лишь одно – нам опять пришлось перестраивать ряды».
(взято тут)
Могучий, горячий и искренний Толик легко и непринужденно прорисовал яркий и драйвовый контур архитектоники «дэдэтешных» хитов. Впрочем, эффектные аранжировки Крупнова во многом были сохранены и увидели свет на альбоме ДДТ 1995 года «Это все».
Подробнее об альбоме «Это всё»
Для А. Крупнова встреча с Ю. Шевчуком тоже стала в некотором отношении поворотной. В какой-то момент, а именно после 92-го года, Толю Крупнова, который всегда стремился к глубокому смыслу, заложенному в текстах песен, буквально деморализовало стремительно заполонившее экраны и эфиры бесконечное и бессмысленное завывание в духе: «Зайка моя», «Позови меня в ночи приду», «Голубая луна», «Ау, ду, ду, ду» и т.д.
Толя дрогнул, и группа «Чёрный Обелиск» в свой новый альбом включила ироничные «Алкарель» и «Про любовь» (Дура), – композиции, откровенно говоря, не блещущие высотой поэтического текста.
Визит к Шевчуку вернул Крупнову веру в могущество слова. Толя был настолько в восторге от поэтического таланта Шевчука, что как-то поделился со своим другом и администратором, что настолько заболел образностью, свободой и выразительностью слов Шевчука, что решил перестать писать «дурь».
В песне «Мы в пути», открывающей новый альбом группы «Чёрный Обелиск», Крупнов меняет текст и пишет в третьем куплете небольшое обращение- извинение, адресованное непосредственно Ю. Шевчуку:
«… И пусть я буду иногда приезжать,
В такой весёлый город на Неве.
Прости, меня ты понял не так,
Я точно знаю, что моя душа в Москве…»
Характерно, что в припевах Крупнову подпевает Гарик Сукачёв, с которым Крупнов как раз в это время создаёт легендарные «Неприкасаемые».
Потрясённый смертью друга, Юрий Шевчук записывает «Раскинулось море широко». Это трек, записанный Юрием Шевчуком в 1997 году для сборника «Митьковские песни. На море танки грохотали».
Данный сборник стал продолжением двух предыдущих компиляций, созданных по инициативе ленинградских художников-примитивистов: «Митьковская тишина» и «Митьковские песни».
Перед самой смертью, в 1996 году, Анатолий Крупнов успел записать для сборника «Митьковских песен» впоследствии ставший культовым трек «Плещут холодные волны».
В 1997 году, после смерти Крупнова, Юрий Юлианович был одним из первых, кто откликнулся и приступил к реализации незавершённого Толей песенного материала.
В 2000 году он вместе с «ДДТ» приехал в Москву и выступил на «POSTконцерте» в CK «Олимпийский» в память об Анатолии. На «POSTальбоме» им исполнено две песни: «Дом жёлтого сна / часть III» и «Билет на ту сторону».
Мы благодарны Юрию Юлиановичу и группе ДДТ за участие в подготовке проекта #трибьюткрупнова. У ДДТ получилось записать для трибьюта предельно искренний, обжигающий трек. В основу работы легла программная композиция А. Крупнова и группы «Чёрный Обелиск» «Дом жёлтого сна».