Борис Зосимов (род. 2 сентября 1952, Рига, Латвия) – один из крупнейших российских медиамагнатов 90-х. Председатель совета директоров телеканала «MTV-Россия» с 1998 по 2002 год, президент компании BIZ Enterprises, президент АО «PolyGram (Russia)» и «Universal Music (Russia)». Он прошел все круги «российского предпринимательства» — от кооператора до президента концерна. Был он и инструктором ЦК комсомола, и «работником ташкентского цирка». Он сумел в непростое для страны время буквально «с нуля» создать настоящую империю, субъектами которой стали телевизионные каналы, радио, звукозаписывающие и концертные компании, музыкальные издания.
Почему на «Monsters of Rock» 28 сентября 1991 года мы не увидели Крупнова и «Черный Обелиск»? Москва, Тушино, 500 000 зрителей: «AC/DC», «Metallica», «Pantera», «Black Crowes» и … «Э.С.Т.». Рассказывает Борис Зосимов (глава корпорации «BIZ Enterprises», организовавший фестиваль совместно с компанией «date2 Warner Inc.»)…
Фрагмент материала из книги об Анатолии Крупнове:
«Я всегда любил тяжелую музыку. И когда она пошла на спад, и начали появляться все эти «Ласковые маи» и прочее, я решил – в пику этой жути – подставить плечо группам, играющим тяжелый рок. Так возникли мои концерты «Монстры рока СССР», потом «Монстры рока на руинах империи зла», вся эта ерунда… Хотя, думаю, каким-то образом я им в то время помог и оставил на плаву целое движение.
Вначале у меня появился «ЭСТ», потом через Жана Сагадеева и Эдика Ратникова я познакомился с Толей. Пошел на какой-то концерт – и был поражен той энергией, которая перла со сцены. Это было что-то невероятное. Я сразу предложил Толику: «Толя, давай под наше крыло, в нашу веселую компанию». Толик подумал, принял мои аргументы, согласился, и мы очень хорошо несколько лет поработали вместе. Никогда не забуду новогоднюю ночь с 1991-го на 1992-й, которую мы все вместе с ребятами праздновали у меня в «BIZ-кафе». Я собрал всех, кто у меня работал и играл, и это было неповторимо, классно, фантастически!
Конечно, с Толиком иногда бывало немножко тяжело. Он же постоянно находился в поисках, менял жанры, менял состав, туда-сюда носился, из него хлестало творчество. Жан был куда более предсказуем, а в бизнесе это важно… Толик же был вечно мечущийся. Я постоянно следил за тем, что он делает, но поезд уже уходил, и я уходил в большой бизнес…
Наиболее органичным я вижу Толю все-таки в первых двух пластинках «Обелиска». Это было то, что в нем жило, энергия, которая сносила все вокруг. Потом он стал уходить в более такие, умные, что ли, дебри, хотя «Обелиск» был нереально интеллектуальной группой, с моей точки зрения. Если бы он продолжил идти в этом направлении, огромных высот достиг бы, мне кажется.
Помню еще не самый приятный для Толи момент и никогда не забуду, как он эту ситуацию принял. В 1991 году я выбирал группу для концерта в Тушино, для «Metallica» и «АС/DC», и «гулял» между «ЭСТом» и «Черным Обелиском». Отлично понимал, что «Обелиск» намного лучше подходит этому концерту, качественнее покажет, грубо говоря, «русский рок»… Очень долго думал – и в итоге решил поставить «ЭСТ». В частности, потому, что «ЭСТ» к тому времени дольше со мной работал, а Толик только начинал… Я с тяжелым сердцем принимал это решение, потому что любил и реально уважал их обоих, считал, что это одни из самых порядочных и честных музыкантов в нашей стране. И выбрал «ЭСТ». И был поражен, с каким достоинством Толик принял отказ, притом что понятно было, как ему хотелось выступить на этом концерте. Он сказал: «Поработаем, я думаю, на следующий концерт я буду хэдлайнером». Так и получилось в итоге. Практически всегда или Толик, или «Круиз» были хэдлайнерами всех моих «Монстров рока». Но насколько умным и честным человеком он был, не забыть никогда.
У нас не случилось ни одного конфликта, мы очень хорошо понимали друг друга. От него постоянно шел позитив, была влюбленность в свое дело, невероятный ум, не всегда характерный для музыканта, чувство юмора, улыбка эта постоянная на лице… Вообще он был настоящий. Ничего, кроме хорошего, о нем сказать не могу. Жаль, что таких вот могучих Бог забирает так рано.
Крупнов – это Крупнов. Это часть моей жизни, кусочек сердца. Таких артистов очень мало. Буквально несколько человек остались реально в памяти в сердце, наверное, навсегда уже. Толик один из них, несомненно.
А. Юрасов:
– Что же, на самом деле, помешало ему добиться большего?
Б. Зосимов:
– Его метания. Артист – он находит свое. И глобально, вот этот свой «скелет» он упорно несёт вперед. Он может разные там делать движения, PR – акции всякие, но по музыке он должен быть стабилен. Ну вот, скажем, «Metallica», возьмём «Metallica», они же вообще никогда не менялись… «АС/DC» – никогда! То есть, «Большие», те, кто стали «Большими», они все были стабильны… Меняться позволили себе только «Beatles», и по большому счёту, потому что… ну, там куча вещей совпала, и они могли меняться только после того, как они этим своим «скелетом» – тем, что они есть, прошли огромный путь наверх. И все! Они наверху!
И тогда можно начинать экспериментировать. А начинать новое, не закончив начатое, не дотянув до «суперогранки» старое – нельзя. Это я всегда пытался Толе объяснить. Но творческие люди – это творческие люди».
Фрагмент интервью. Автор: Александр Августин. «Анатолию Крупнову 50. Вспоминаем великого музыканта вместе с экс-барабанщиком «Черного Обелиска» Владимиром Ермаковым»:
Кор. А. Августин:
– А, правда ли, что вы должны были «греть» Металлику в Тушино?
В. Ермаков (барабанщик группы «Чёрный Обелиск»):
– Да. Был опрос телефонный. Как бы сейчас это смешно ни звучало, но интернета тогда не было, 91-й год был на дворе. Был такой ход со стороны «Biz» сделать опрос, кто достоин представить страну в Тушино, «E.S.T» или «Черный Обелиск».
Кор.:
-То есть, именно было два коллектива, и другие как «Мастер» или группа «Ария» не рассматривались, да?
В.Ермаков:
– Нет, нет. Потому что «E.S.T» и «Черный Обелиск» были основными группами «Biz Enterprises». Они и были организаторами. Ну и я не сомневался, что мы должны играть, потому что жанр и все остальное идеально вписывалось. И по опросу мы тоже победили, я об этом знаю. Но видимо, менеджмент решил, что больше усилий надо вложить в «E.S.T» по популяризации.
Кор.:
– Почему, если две группы под одним крылом?
В.Ермаков:
– Но нужно было одну выбрать. Здесь можно только догадываться, чем это мотивировали, может, личные моменты, а может, решили, что это более оправдано. Поэтому выбор был сделан вне зависимости от голосования. Когда мы об этом узнали, ну, конечно, у нас была просто истерическая реакция.
Кор:
– У Толика была лично?
В.Ермаков:
– Я совершенно точно могу сказать, что ему это не понравилось жутко.
Кор.:
– Он любил «Металлику», насколько я знаю.
В.Ермаков:
– Да, конечно. И «AC/DC» он любил. То есть, для него это была вообще цель и большое желание. А когда всё получилось иначе, я вообще туда не пошёл. Ну, меня тоже рубануло, как бы. Меня потом спрашивали, а чего ты не пошёл? Да диарея у меня, говорил я! (смеется)
Кор:
– А Толик пошёл?
В.Ермаков:
– А Толик пошёл, да. Он там был…
Фестиваль «Монстры Рока» в Тушино (разные издания
Metallica – Creeping Death Live Moscow 1991
Толик Крупнов о Тушино (Акулы Пера. Последнее Интервью 09.02.1997):
«…Я никогда не забуду Новогоднюю ночь с 91 на 92, которую мы все вместе праздновали у меня в кафешке, БИЗ кафе, когда я собрал всех: там Толик, Жан – ну всех, кто у меня работал и играл, решил встретить Новый год с ребятами, это было вообще неповторимо, классно, фантастически. У меня есть уникальная совершенно видеозапись, где мы стоим все на леснице, они пыхают такие весёлые, такие кайфовые» (оператор Б.Зосимов):
1994 год. Анатолия Крупнова и группу «Чёрный Обелиск» приглашают выступить на закрытом мероприятии телеканала MTV в одной из башен Нового Арбата! На входе огромный логотип MTV из брёвен. У Крупнова новая песня из последнего альбома и новый Rickenbacker.
Фрагмент переписки А. Юрасова (директора Анатолия Крупнова и гр. «Чёрный Обелиск») с Б. Зосимовым:
А.Ю.
– Вы не помните, что за презентация была на Новом Арбате в 1994 году с логотипом MTV в виде брёвен на входе? Помню этот логотип, стоявший у входа (делал Борис Краснов) и то, что «Чёрный Обелиск» с Толей выступали на этом вечере?
Б.З.
– Это было MTV Video Music Awards, что-то типа Евровидения, с голосованием в каждой стране…
А.Ю.
– И Крупнов с Обелиском участвовал от России? Или это было вне конкурса?
Б.З.
– Вне конкурса, это было соревнование клипов.
А.Ю.
– Кто победил? Не помните?
Б.З.
– По-моему, французы. Классная вокалистка, и клип был хороший.
«Чёрный Обелиск» – Выступление на фестивале «Монстры Рока на руинах Империи Зла» (12.05.1992)
10.05.1993 / «Чёрный Обелиск» – Концерт в Лужниках (Russian support of Accept)
1993, программа «Нержавеечка» / ведущий Кирилл Немоляев / эксклюзивное интервью с президентом компании BIZ Enterprises Борисом Зосимовым:
«Акулы пера» – Борис Зосимов (1995):
Борис Зосимов и ведущие MTV Russia об истории канала:
Bill (William) Roudy, President MTV International о Б.Зосимове и старте MTV в России.
Отрывки из книги «Чем больше денег, тем больше проблем»:
«…Практически с самого начала программы MTV и MTV Europe незаконно распространялись по всему миру. Почти каждый обладатель спутниковой «тарелки» мог принимать наш сигнал. Кроме того, в местах, где ещё не действовал MTV, независимые операторы записывали программы нашего канала, а затем воспроизводили их в своих странах. Они воспроизводили их в клубах, у себя дома, на вечеринках и т.п. Клубы во всех восточноевропейских странах регулярно «крутили» у себя двух- или трёхчасовые «нарезки» из наших программ. Задолго до того, как MTV официально начал свою деятельность в России, Борис Зосимов, который впоследствии стал нашим партнёром, приехал в Америку и записал на видеомагнитофон в своём гостиничном номере сотни часов программ MTV. Вернувшись в Москву, он частенько воспроизводил эти записи для своих друзей и знакомых…»
«…Во время прохождения мною военной службы Советский Союз был нашим врагом. Я старался получить как можно больше информации о народах Восточной Европы, и с самого начала своей работы на MTV мои взоры были обращены именно в этом направлении. Я знал, что Советский Союз сделал всё возможное, чтобы надёжно оградить своих граждан от «декадентского» западного рок-н-ролла. Вообще говоря, в 70-е – начале 80-х годов в Советском Союзе было настолько трудно достать записи западной музыки, что люди даже умудрялись делать музыкальные записи на рентгеновских плёнках. На этих плёнках можно было увидеть рентгеновский снимок человеческого тела, поэтому такие «музыкальные записи» назывались «рёбрами». Стоимость некоторых записей доходила на чёрном рынке до половины месячной зарплаты. Когда я перебрался в Европу, одним из самых сокровенных моих желаний было запустить наш канал в России, хотя я никогда не рассказывал об этом моим друзьям и знакомым. Эта мечта казалась неосуществимой. Я, конечно же, прекрасно осознавал всю необъятность и полную неосвоенность этого рынка. Чтобы разработать эту золотоносную жилу, всё нужно было начинать буквально с нуля. Из всех каналов, уже запущенных нами к тому времени в разных странах, этот обещал стать, несомненно, самым трудным, однако его запуск сулил нам огромную выгоду.
Когда я впервые прибыл в Москву в 1989 году, составить реалистичный бизнес-план не представлялось возможным, поскольку готовой структуры для развития бизнеса в России не было вообще. Это был поистине «дикий-дикий Восток», где возможно было практически всё… Однако, несмотря на то, что запуск MTV в Советском Союзе мог показаться лишь неосуществимой мечтой Билла Роуди, к тому времени наш канал уже транслировал свои программы в Венгрии и Югославии, граждане Чехословакии и Польши, располагавшие спутниковыми «тарелками», также могли принимать наш сигнал. Так почему же это невозможно в России?…»
«…Когда я впервые встретился с Борисом, он понятия не имел о том, что значит «вести бизнес». Он говорил мне: «Билл, мы с тобой хорошо ведём бизнес!». Но Борис быстро учился, как, впрочем, и все русские… Кажется, они за сутки перешли от коммунизма к капитализму. Сейчас Борис не без оснований утверждает, что является не худшим бизнесменом России. Борис знал, как добиться успеха в России, он знал, как функционирует эта система, а когда система рассыпалась, он знал, что нужно делать, чтобы выжить и преуспеть. Борис является идеальным примером, как важно найти подходящих людей и работать с ними… Борис оказался нужным человеком в нужное время. Всё, что нужно было делать, он делал вовремя. Ему был присущ неукротимый предпринимательский дух…
…Благодаря нашим стараниям MTV быстро стал авторитетным каналом в России – настолько авторитетным, что мы сыграли немалую роль в президентских выборах 1996 года. Российский MTV провёл компанию «голосуй или проиграешь», которая подвигла наших зрителей принять более активное участие в избирательном процессе. В Соединённых Штатах MTV, наверное, внёс определённый вклад в победу Билла Клинтона в 1992 году. Мне показалось это очень важным, и я решил распространить этот опыт по всему миру. Это была целая программа, которая включала телевизионные материалы, а также поддерживающий её маркетинг. В 1996 году мы использовали её в ходе выборов в разных странах мира, в том числе в Тайване, Индии (вы не поверите!), Палестине и России…».
«…Примерно через год Советский Союз прекратил своё существование и возник новый медиамир. По всей стране были созданы сотни небольших кабельных сетей. Некоторые из них транслировали пиратские видеоклипы и любительские программы в единственное здание или микрорайон крупного города. Один из таких каналов принадлежал русскому музыкальному промоутеру Борису Зосимову, который хотел внедрить MTV в новой России. Он видел программы MTV во время своей поездки в Нью-Йорк и влюбился в этот канал. Когда-то Зосимов был пылким молодым коммунистом, однако, познакомившись с рок-н-роллом, он забросил политику и стал руководить подпольными рок-группами. Рекламируя один из своих концертов в 1989 году, он рассказывал об этом на своем канале. Однажды он сказал мне: «Это была моя группа, мой телеканал, моё эфирное время. Я «крутил» песни этой группы по нескольку раз на день». Он осознал ценность рекламы после того, как на очередной концерт его группы пришло значительно большее число зрителей, чем на любой из предыдущих концертов.
Борис был не только мечтателем, но и деятелем. Со временем ему даже удалось организовать в Москве концерт «Монстры Рока», в котором участвовали группы «Metallica» и «AC/DC». На этот концерт собралось до полумиллиона зрителей. Наши партнёрские (и дружеские) отношения начались, когда он заглянул на MTV в Нью-Йорке и отрекомендовался как «Борис из Москвы». Каким-то образом ему удалось вступить в контакт с Марком Коннели, который познакомил его со мной. В течение нескольких последующих лет я неоднократно встречался с ним, а со временем мы стали близкими друзьями. Обычно я так не веду бизнес, но в то время на медийном ландшафте России происходили стремительные перемены, и каждый, кто колебался, рисковал упустить благоприятную возможность для развития своего бизнеса. Я хотел расширить наше присутствие в России и встречался с людьми, которые могли мне помочь в этом деле. Я увидел, что Борис – напористый, решительный, творческий и, что немаловажно, очень коммуникабельный человек, и в 1993 году мы заключили с ним договор однолетней синдикации, дававший ему право транслировать программы MTV в России. В соответствии с этим договором он получал право распространять наши программы, но не мог вносить в них какие-либо изменения (за исключением права переводить на русский язык речь ведущих). В России использовались те же программы, что и в Европе. Чтобы отметить заключение этого договора, я пригласил в Москву группу «Pet Shop Boys» на грандиозное мероприятие, которое состоялось в спорткомплексе «Олимпийский». «Pet Shop Boys» прошлись по Красной площади в необычайно высоких красных шапках, чем буквально парализовали всех присутствовавших. Люди останавливались и в изумлении смотрели на них. Внутри комплекса «Олимпийский» Борис выстроил самый большой логотип MTV из когда-либо виденных мною. Буква М была изготовлена из брёвен, и вместо того, чтобы запустить канал путём традиционного перерезания ленточки, мы перепилили одно из брёвен пополам…»