Юрий «Ужас» Анисимов – гитарист группы «Чёрный Обелиск» в 1986-1987 гг.
Отрывки из воспоминаний…
№1:
«…С Юрой «Ужасом» я познакомился в полусанаторном отделении психбольницы им. Кащенко в январе 1984 года, где, скорее всего, учитывая возраст, мы оба косили от армии.
Кличка «Ужас» напрашивалась сама собой из-за частого жеста Юры, прикрыв лицо ладонью шепотом кричать: «Ужас! Ужас!»,- при этом вращением выпученных глаз изображать этот ужас, но достаточно подконтрольно, чтобы взаправду не впасть в него. Возможно, вместе с кличкой, передал ему этот жест – я… Сейчас уже трудно вспомнить, но он довольно органично воспроизводился нами обоими. Особенно синхронно выходило в коридоре психбольницы: два человека стоят напротив друг друга, как в зеркале и, прикрыв лица ладошками, шелестят шипящими.
Тогда Юра представлял из себя типичного музыканта: сальные патлы ниже плеч, легкое подергивание головой в такт неслышной мелодии и нервные переборы пальцами по невидимым струнам. Последнее – скорее собственная фишка Юры, используемая им во вторую очередь для уверенной постановки на учет в ПНД.
На музыкальные темы мы не разговаривали, да и на Юрином концерте я случайно оказался только однажды. В году примерно 85-87. Даже не помню, что за концерт тогда был и в составе какой группы играл Юра, скорее всего – ЧО. Как обычно выступало много разных групп, но я тогда другую музыку слушал.
Наше общение с ним было философическим или, скорее, разрабатывалась изощренная параноидальная картина мира, куда бы мы со своими комплексами и страхами могли уютно вписаться.
Юра отличался скрытой наблюдательностью за людьми из своего «дзота». Скрытой, а порой и явной. Демонстрировал он её для удержания потенциально стрёмных людей (а значит – всех людей) в состоянии опасливого напряжения в отношении собственной персоны – загадочной и что-то там о себе знающей такое, что лучше с ним дружить, а про коварство забыть.
Часто и неожиданно выстреливал в разговоре сальностями сексуального характера, и если это производило на окружающих впечатление, то не торопясь смаковал тему. Подобные манипулятивные качества не располагали к долгой дружбе с «Ужасом», и постепенно наши отношения тихо-мирно сошли на нет.
Последний раз я случайно столкнулся с ним в метро на полупустом перроне (речь идёт о совсем недавнем времени – прим. ред.). Юра стоял в том же самом неизменном задрипанном темно-синем пальтишке с вязанкой книг, которые как выяснилось, по нужде отвозил в букинистический. За короткий разговор успел проявить свою обычную тревожность, предложив отойти от края платформы, при этом цитируя Кастанеду, что-то вроде того, что: «маг не будет напрасно подставляться всяким психам…» Тут Юра с подозрением покосился в сторону ближайшего пассажира, но при этом дал мне понять, что он отлично понимает, что этот пассажир тут только для отвода глаз, а толчок под поезд нужно ожидать от его сообщника за моей спиной. И при этом нам должно быть понятно, что выдавать врагам свою осведомленность не следует…
Последним же упоминанием о Юре был рассказ одного знакомого об ужасном и таинственном маге, невыносимо тяжелом и неприятном. «Случайно, не «Ужас» его зовут?» -спросил я. – «Да! Ужас! Юра» – удивился знакомый. А чему тут удивляться?)))»
(2017 год / Mr. Incognito, специально для страницы Анатолия Крупнова в FB)
№2:
«…Юра Анисимов, кстати, не сразу стал Юрой «Ужасом». Поначалу он одевался обычно – чёрные брюки, чёрная футболка, белые кеды (которые я ему одалживал по случаю концерта). Несколько позднее он придумал себе совершенно мудацкий (с моей точки зрения) наряд и сценический образ – сшил какой-то жуткий серый балахон, символизирующий паутину, и разрисовывал лицо, которое и без всякого грима у него всегда выглядело мрачновато. Но зато публика сразу стала его узнавать…
…Первый концерт, на котором я побывал, проходил в ноябре или декабре 1986 года. «Обелиск» тогда был ещё малоизвестной группой, да и программа у них была из всего нескольких композиций. Но сразу чувствовалось, что это не тупое копирование западных групп. Было что-то такое в «Обелиске». Крупнов конечно очень талантливым был. Но и Юра Анисимов тоже создавал дополнительную ауру. Остальные были просто заполнением пустого места. Барабанщик просто дико раздражал Крупнова. Но и второй гитарист тоже был не подарок (что первый, который быстро ушёл, что второй, который выглядел и играл так, что хотелось спросить – а что он тут вообще делает). Помню, как Крупнов с Юрой потешались над его манерой игры. На мой взгляд, пока Юра Анисимов был в группе, то она выглядела именно как группа. А потом это уже был Анатолий Крупнов и сопровождающие безликие музыканты. Что и предопределило, видимо, развал в 1988 году….»
(12 апреля 2013 /germanych. «О музыке и не только», см.полностью: http://germanych.livejournal.com/246274.html)
№3:
«… «Ужас» выходил весь в дыму в самом начале каждого концерта ЧО в своём «мистическом» образе. Включал «примочку» и начинал выдавать «на гора» сущий Ad libitum – набор из сверхъестественных гитарных завываний, скрежета и стонов, ассоциирующихся у слушателей с преисподней. Поскольку в своём мифотворчестве «Ужас» был более чем убедителен, то стали ходить легенды о нём, как о сверхмощном гитаристе, чуть ли не Паганини нашего времени. Одну из этих легенд, ходивших в фанатской среде, я помню до сих пор. Говорили, что «Ужас» непрерывно совершенствуется в соло на гитаре, предпочитая это занятие любым делам, досугу, еде и даже…даже… Как только его, играющего гаммы, начинает клонить ко сну, «Ужас» выходит на середину комнаты, сжимая ревущую гитару, и намертво привязывает свой хаер к люстре. И тогда, даже если смертельная усталость берёт своё, и утомлённая голова вопреки человеческой воле начинает клониться ко сну, и ноги подкашиваются, и тело опадает,.. то чудовищная подъёмная сила – эта невыносимая боль от намертво привязанных к люстре длинных волос всегда безотказно пробуждает нашего героя, и «Ужас», очнувшись от невыносимой боли, продолжает творить свой гитарный «полёт шмеля»…»
(21 декабря 2015 / А. Юрасов. Отрывок воспоминаний.)
№4:
«…. «Ужас» появился в группе сразу после Крупнова, – вспоминает Женя Чайко (звукорежиссёр гр. «Чёрный Обелиск»),- он пришел на репетицию и принес с собой настоящие «примочки», и начал нам показывать, как они звучат. Тогда это казалось настоящим чудом. «О! Класс! – сказали мы. – Настоящий хард-рок!» И «Ужас» был принят в состав»…
«…Я не помню, кто его привел, – вспоминает Крупнов. – «Ужас» безумно меня поразил тем, что он играл с «приглушкой» (приём игры на гитаре – прим.ред.), а я даже не представлял, как можно из гитары извлекать такой звук. Ужас пришел, и я ему сказал, чтобы он что-нибудь сыграл. Он сыграл, и у меня просто снесло крышу! Ведь я, как любой нормальный мальчик, закончивший музыкальную школу, пытался просчитать, в каком размере он играет. А «Ужас» играл полную шару от балды и еще, вдобавок, постоянно съезжая вниз по грифу. Позже выяснилось, что у него тоже полный завал с чувством ритма… Но тогда я подумал: «Ух ты, круто-то как!» Все, взяли его в группу!…
…Уже на самых первых репетициях проблемы Анисимова с ритмикой стали просто «резать» мне слух. Однажды, прямо во время исполнения песни, я сорвался и заорал в микрофон: «Юрка, ты играешь – просто ужас!!!» Так и пошло: «Ужас», «Ужас»…)))»
(1994 год / Максим Титов: «История ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА»,
2009 год / Владимир Марочкин: «Черный Обелиск: первые шаги», читать по ссылке: https://specialradio.ru/art/id402/)
В марте 1987 года гитариста Юрия Анисимова, ставшего известным в околомузыкальных кругах под сценическим псевдонимом «Ужас», чуть больше полугода отыгравшего в составе начинающей группы «Черный Обелиск», увольняют из состава.
Юрий Анисимов, вместе с покинувшим группу «Тяжёлый День» вокалистом Юрием Забелло, бас-гитаристом из «До Мажор» Максимом «Чирик» Семенковым (знаменитым своими татуировками, нанесенными на всю поверхность кожи) и барабанщиком из «Коррозии Металла» Вадимом «Морг» Крыловым создаёт группу «Детонатор». Уже в ходе прослушиваний для вступления в Московскую рок-лабораторию группа получает новое название «Мафия».