«Я не могу себе представить красоты, не связанной с несчастьем»
Шарль Бодлер (Charles Pierre Baudelaire; 9 апреля 1821 года, Париж, Франция – 31 августа 1867 года, там же) – французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.
«…Современная поэзия начинается с Шарля Бодлера, потому его значение переоценить нельзя, ибо оно разнообразно и многосмысленно. Во-первых, благодаря ему и через него принципы европейской цивилизации, другими словами, «идеи» Платона резко изменили свой аспект, так что «родная мать» их бы точно не узнала; во-вторых, он трансформировал эстетику, сообщив ей совершенно нетрадиционные качества; в третьих, он понятно интерпретировал абстрактные понятия «индивид», «социум», «иерархия», «субординация»; в четвертых…»
(Евгений Головин «Точка сомнительного равновесия»)
«…С Бодлером французская лирика стала европейским событием. Это очевидно по ее влиянию на Германию, Англию, Италию, Испанию. В самой Франции довольно быстро ощутилось исходящее от Бодлера веяние иного рода, нежели от романтиков. Оно коснулось Рембо, Верлена, Малларме. Последний признался, что начал там, где Бодлер завершил. В конце своей жизни Поль Валери говорил о прямой соединительной линии, ведущей от Бодлера до него самого. Англичанин Т. С. Элиот называл Бодлера «великим примером новой поэзии в каком угодно языке». В 1945 году писал Жан Кокто: «Сквозь его гримасы медленно, как свет звезды, доходит до нас его взгляд…»
(Фридрих Гуго «Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия» Стр. 11)
Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» («Fleurs du Mal»), опубликованный им в 1857 году.
Последнее стихотворение сборника «Le Voyage» завершается призывом к смерти.
«Я написал большое стихотворение… такого рода, что оно должно вызывать судорожную дрожь в природе, а особенно у любителей прогресса»
(Шарль Бодлер «Ревю франсэз», 1859 год)
В 1987 году, спустя сто двадцать лет со дня смерти Шарля Бодлера, Крупнову попался этот сборник стихов («Цветы зла»).
«Я прочитал и прокайфовал, – вспоминал Толик. – Потом несколько раз перечитал и отметил вещи, которые очень легко ложатся на музыку и по смыслу подходят нам».
В итоге молодая московская группа «Чёрный Обелиск» и её лидер Анатолий Крупнов сочинили несколько убойных треков в жанре hard&heavy на стихи прославленного поэта. Свою новую концертную программу «короли московского андеграунда» так и назвали – «Цветы Зла».
Первой вещью на стихи Бодлера стала песня «Вступление». Вот тут и проявил себя в полной мере новый рекрут группы Алексеев. Основной гитарный рифф к «Вступлению» был написан именно им. «Он как-то очень быстро все схватил, – рассказывал Крупнов, – да и с чувством ритма у него все было абсолютно в порядке… В общем, это оказался человек что надо».
1987 – год успеха и полного триумфа. Крупнов продолжил развитие бодлеровской темы. Вслед за «Фантастической гравюрой», где в начале песни Крупнов выходил на сцену со скрипкой в руках и под гитарный аккомпанемент исполнял задумчиво-грустную мелодию, появились песни «Литании сатане» (кстати, основной рифф к ней написал опять же Алексеев) и «Сплин». Затем Крупнов написал музыку к стихотворению «Неотвратимое». «Эта вещь была наворочена до безумия, – вспоминает Толик. – «Mekong Delta» просто отдохнула бы! В «Неотвратимом» было около десяти музыкальных тем (сказывалась давняя любовь к «Yes» и «Genesis»). К сожалению, эта композиция так и не вошла ни в один альбом группы «Черный Обелиск», однако в 2015 г. Юрий Алексеев, играющий в группе «Маврик», всё-таки включил ее в новый альбом этого коллектива.
Сергей Маврин:
«…Это песня, которую предложил Юра Алексеев. Когда я прочитал Бодлера, я понял, что стихи будут именно эти, бодлеровские. У нас была идея написать новый текст, но мы решили оставить оригинал. Во-первых, у этой песни достаточно большая история: она из времен «Черного Обелиска», когда Юрий Алексеев еще играл там на гитаре. Они с Анатолием Крупновым не успели ее записать по каким-то причинам… В принципе, по стилистике песня – в духе старого «Черного Обелиска». «Неотвратимое» – мне понравилось название и смысл, ведь если даже не привязывать к тексту, уже написанному Бодлером, «неотвратимое» – это то, чего не миновать».
(фрагмент интервью с Сергеем Мавриным для портала Insurgent.ru)
НЕОТВРАТИМОЕ
Исполнитель: Сергей Маврин