Философия Анатолия Крупнова в цитатах
Поскольку книга «Размышления пожилого мальчика», которую писал Анатолий Крупнов, безвозвратно утеряна, попытаемся проникнуть в философию и мироощущение артиста по его цитатам и высказываниям.
Анатолий Крупнов:
Книжка называется «Размышления пожилого мальчика». В ней три сюжетные линии. Первая — это что-то типа автобиографии, вторая — это мои стихи, именно стихи, а не тексты песен, потому что я четко разделяю эти два понятия. И третья — это нечто вроде моей философии крупнизма. Что такое крупнизм? Это мои взгляды на жизнь, основанные исключительно на личном опыте, которым я и хочу поделиться. Правда, жизнь вносит постоянные коррективы, и написание книги превращается в перманентный процесс, который тянется многие годы.
∇ «Я общаюсь с огромным количеством людей, начиная от профессионалов философии и заканчивая грузчиками винных магазинов. Но каждый человек должен находиться там, где он должен находиться, а несовпадение людей и мест меня убивает».
∇ «В быту я омерзителен и отвратителен. То есть, с одной стороны, я очень педантичен, я всегда кладу всё на свои места, но когда я вижу, что вещи куда-то пропадают, меняются местами, меня это жутко бесит первое время, а потом я просто плюю, и получается один большой бардак».
∇ «Говорю я всегда очень тихо, что создает определенные проблемы, а пою всегда очень громко, что также иногда создает проблемы».
∇ «Я начинал с классики, то есть закончил музыкальную школу по классу скрипки. Потом играл джаз-рок, позже хард рок и только после этого пришел к «металлу». Я пришел к нему сам! Меня привело к нему собственное чувство музыки. Могу себя выразить только через «металл» — через тяжелую, динамичную и очень яркую музыку».
∇ «Всегда только хорошие новости!»
∇ «У меня вообще, по большому счету, судьба Джека Лондона… т.е. ходил в музыкальную школу и играл на скрипке, потом возвращался, шел с братками в магазин, покупал портвейн и «гасился» на улице. Это была сплошная цепь противоречий, вещей несовместимых просто абсолютно. Вообще, человек, играющий на скрипке, не может иметь такое количество шрамов на лице и на руках, как у меня, ни практически, ни теоретически. Опять же, сваливать с уроков в школе подговаривал всех тоже я. Да и еще множество противоречивых вещей. Например, «гаситься» и всерьёз заниматься лёгкой атлетикой – т.е. сплошные противоречия, сплошные. Я делал в принципе то, что я хотел, но старался, чтобы это не влияло («гасилово» я не имею в виду) на других людей. Не вмешиваться в жизнь других людей – этого принципа я придерживаюсь до сих пор. Более того, это часть моей философии… »
∇ «Я думаю сменить название на «Обелиск» или «Три товарища». Ведь бесы не дремлют и на слово «черный» реагируют очень активно».
∇ «Во мне еще живет естествоиспытательский дух попробовать то, чего не пробовал, и добиться в этом определенных результатов, такой профессиональный дилентантизм, так бы я обозвал это, вот он-то и толкает меня в театр, в кино».
∇ «Лидер — это ум и сила».
∇ «В домашней фонотеке я выбирал только концерты с более низким звучанием… А подхлестнуло то, что у нескольких понравившихся мне групп бас-гитаристы всегда чем-то отличались. Либо они были самые высокие, либо самые красивые, либо самые загримированные и т.д. Но добил меня бас-гитарист группы «Слэйд», которого я увидел полуголым на обложке какого-то журнала с короткой челкой, этим он отличался от всех волосатых, и в детстве он был скрипачом. И это уже предопределило все».
∇ «Скрипка – это мой юношеский максимализм. Скрипка – высокий инструмент, соответственно, меня тянуло вниз. Четыре струны на скрипке, четыре струны на бас-гитаре – это все было предопределено изначально. Вот почему я, наверное, стал бас-гитаристом».
∇ «Говорить о музыке меня подташнивает. Музыку проще делать, играть и этим говорить».
∇ «Прежде всего, я – музыкант, но мне всегда было интересно попробовать себя в каких-то сферах, с музыкой так или иначе соприкасающихся. В том же театре спектакль был музыкальный. Что касается кино, то я не знаю, почему меня пригласил сниматься режиссер Андрей И. Видно, из-за рыла моего бандитского».
∇ «Я врубился: это ж можно без кожи и без хаера! Это ж можно в цивильном!»
∇ «Я ничего не просчитываю».
∇ «Я люблю красиво и необычно одеться. Но необычно — это не значит кричаще, этого я не люблю. Не люблю, когда вещи привлекают к себе на большом расстоянии».
∇ «Я очень придирчив во всем: в еде, в одежде, да и в музыке… У меня так же, кстати, и с людьми происходит: я всегда чувствую: это мое, это – не мое, и тут уже ничего не поделаешь».
∇ «Я же не зря спросил, из каких чашек ты будешь пить кофе, из синеньких или из беленьких? Это же очень важно. Это мелочи, но для меня важно».
∇ «Можно было бы вычислить, какая вещь с первого диска понравилась, и перенести ее во второй и так далее. У меня в каждом альбоме все меняется, не из конъюнктурных соображений, а потому, что меняюсь я сам, мое внутреннее состояние».
∇ «Человек, если он умен, никогда первому встречному не покажет, что у него внутри, в глубине души, и не станет говорить, что он такой хороший… Это сразу настораживает».
∇ «Ненавижу глупость, прихожу от нее в бешенство, просто в неистовство».
∇ «Хамят люди неинтеллигентные. Когда тебе нахамят, ты в течение 5 минут прокручиваешь в голове какие-то варианты ответов. Мысленно, конечно же, ты убираешь человека и морально, и физически. Но вслух все это произнести не можешь. Ты просто к этому, оказывается, не готов. И нормальный человек к хамству никогда не привыкнет».
∇ «Любовь — это, наверное, когда любое общение с человеком приносит максимум положительных эмоций. Я влюбчивый, хотя визуально произвожу впечатление человека, скудно расходующего свои эмоции».
∇ «Появившиеся в большом количестве актеры, которые находят себя только в образе комика или героя-любовника,- это порождение того, что человек не может вжиться в образ. Я же могу быть абсолютно любым».
∇ «Мне далеко не безразлично, перед кем играть: перед людьми, которые посмотрят и скажут: «Вот, обезьяны кривляются на сцене» или перед теми, кто поймет меня или постарается понять».
∇ «Цыгане все переживут!»
∇ «Отвратительная черта – ты знаешь то, что известно только тебе и еще двадцати людям. Мертвейший язык, например. Это смешно, потому что те двадцать могут не знать одной простой вещи, которая известна всем остальным».
∇ «С 86-го года прошло 10 лет, но я так и не истребил в себе привычку ходить с паспортом. Потому что не было недели, чтобы меня не забирали на улице. Я-то ничего не вытворял. Но за длинные волосы могли спокойно посадить в кутузку на четыре часа».
∇ «Есть пафос здоровый, есть нездоровый. Если люди дают пафос неоправданный то, понятно, как я к этому отношусь… У меня, как мне кажется, внешние проявления этого отсутствуют. Зачем? Я крут, и зачем мне это кому-то доказывать каким бы то ни было образом, кроме как музыкой?» (17 декабря 1991 / Московская Правда №78)
∇ «Про меня вообще говорить не стоит, я просто лучший бас-гитарист».
∇ «Мы играем просто музыку. Я не считаю, что надо делить ее на стили, а только по принципу — хорошая или плохая. Мы, безусловно, играем хорошую музыку».
∇ ««Обелиск» никуда не денется — это однозначно. Может быть, какие-то незначительные перемены произойдут, -но это будет конкретно моя группа. Если изначально это была команда равноправных музыкантов, то сейчас, поскольку я являюсь генератором идей, зачем мне убегать от самого себя и валить свои проблемы на кого-то другого? Короче, все будет в полном порядке!»
∇ «Важно не сыграть – важно придумать!»
∇ «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».
∇ «У меня принцип такой: хорошая музыка – это хорошая музыка, и я не зарубаюсь на чем-то одном».
∇ «Группа может развиваться только в том случае, если фаны дают ей это делать, если они не хотят видеть в каждой новой работе повторение предыдущей».
∇ «Полный беспредел творится вокруг и несознанка какая-то».
∇ «Будет смешно, если негр станет подражать якуту, и наоборот, Другое дело, что существует фактор первичности, и негры первыми установили традиции в рок-музыке».
∇ «Я уверен, что музыка под названием хэви-метал обязательно появится через несколько лет. Появится хотя бы потому, что тяжелый рок существует независимо от моды. Просто теперь это по-другому называется – хард-кор или фанк-метал. Я думаю, что тяжелая музыка будет существовать всегда, хотя бы в качестве противовеса тому, что называйся попсой».
∇ «Кот у меня огромный, пушистый, породы «Колор-пойнт». Смесь персидского и сиамского, но у него не плоская морда (ненавижу котов с плоской мордой). Родился со мной в один день. Весит 6,5 килограммов, а папанька его – 12,5. В марте, как лошадь, носится по квартире, сшибая всё вокруг. Собаки у меня были. Дело в том, что я женат во второй раз. От первого брака у меня двое детей, сыновья. Они привыкли к собакам (две таксы), а потому живность осталась у них…»
∇ «Готовить я любил когда-то, но после того, как мне люди с абсолютно постными лицами говорили: «Да, вкусно», я понял, что готовить я не умею. Теперь жену прошу, чтобы она мне бутерброды делала. Китайскую кухню очень люблю и мексиканскую, тайскую, а вот французская мне не нравится».
∇ Рецепт похмельного коктейля от А. Крупнова «Доброе утро, Толик»: 2/3 крепкого горячего кофе – 1/3 водки
∇ «На наших концертах головами не бьются».
∇ «Все, что связано с музыкой, для меня свято… С возрастом я фиглярствую на сцене все реже и реже».
∇ «Первое: отремонтировать «Харлей-Дэвидсон» 47-го года, который стоит и у которого, к сожалению, протекает масло. Второе: это, все-таки, присобачить на 21-ю «Волгу» этого олененка. И третье: это дожить до завтрашнего дня. Вот, собственно, оно и все».
∇ «Кем я только в жизни не был: был, например, сварщиком, был плотником, был фотографом, студентом, учебным мастером на кафедре физики. В трудовой все записано. Скачки такие безумные. Я, может, завтра в космонавты пойду. Или наоборот – в шахтеры. Запросто. То, что со мной произошло, то, что я музыкантом стал – это побочный продукт спонтанной жизнедеятельности».
∇ «Хорошее концертное шоу производит впечатление даже на глухонемого».
∇ «Мы, так сказать изначально культовая группа. Я человек ленивый. Если бы я постарался, то ЧО стал бы самой популярной командой».
∇ «Я прагматик, и мне нравятся красивые вещи, машины, женщины».
∇ «Если меняется музыка – это поиск. Если меняется дух, энергетика – это проституция».
∇ «Только по-настоящему сильная группа может поднять «мертвецов»».
∇ «Для того, чтобы люди не убивали, надо у них на глазах пару раз убить человека, а не показывать детишек и кошечек с голубыми глазами».
∇ «То, о чем я пишу, это мое воображение».
∇ «Мы и вправду неслабо учудим!»
∇ «Я могу играть на скрипке, барабанах и фортепиано, но бас люблю больше всего. Поэтому отношусь к ней, как к женщине, в которую влюблен».
∇ «Это чисто субъективная точка зрения, но мне кажется, что я открываю новые горизонты для тяжелой музыки».
∇ «Каждая песня – это, образно говоря, половой акт. Именно поэтому у меня все песни разные. И именно поэтому большинство песен эстрадных певцов так похожи. Делайте выводы сами».
∇ «Музыкант выходит на сцену для самоудовлетворения. Мне нравится делать то, что нравится другим. Я выхожу на сцену, чтобы получить от людей то же самое, что я даю им».
∇ «Просто с гигантским удовольствием я бы выступил в женской тюрьме, потому что я люблю женщин. И какие бы они ни были, они все равно женщины».
∇ «Безответной любви не бывает».
∇ «В последнее время не могу ездить в метро: часто стали узнавать. От этого очень устаешь».
∇ «Больше всего будоражит то, что в зале много людей, а на сцене я один».
∇ «Я не даю интервью в тех случаях, когда я одет не так, как хочу, когда я себе не нравлюсь».
∇ «Хорошо я себя чувствую только в том случае, если выгляжу соответственно тому месту, где нахожусь».
∇ «Для меня не имеет никакого значения человек, кричащий мне на улице: «Да вы классные, вы – самые лучшие». Гораздо важнее, когда человек спрашивает: «А почему именно вот эта фраза?»»
∇ «Больше всего меня раздражает в женщине, когда она начинает долбить мне мозги. Я готов к удару по голове табуреткой, готов к выстрелу из газового пистолета в лицо, но только, чтобы морально меня оставили в покое. Несмотря на то, что моя сверлит мне мозги, я все равно ее люблю».
∇ «Умная женщина не может одеваться плохо ни сверху, ни снизу».
∇ «Человек может судить о чем бы то ни было, только если он это попробовал. Отвергать заранее – просто глупость».
∇ «Я много всего делаю. Стараюсь свой шарик показывать с разных сторон. Но если кто-то прочитает мою книгу, не видя стихов и не слыша моей музыки, то он увидит не меня, а только одну мою сторону. Невозможно объять одним взором круглый предмет. Можно увидеть лишь одну его сторону».
∇ «Самая ненужная вещь в доме – лекарства».
∇ «Всем хорошим во мне я обязан этим книгам: В. Ерофеев «Москва-Петушки», сборник «Гибель богов», все книги Сергея Довлатова».
∇ «У меня обычно трехкуплетные тексты. От Иванушки-дурачка, наверное… Когда обычно «осеняет», то пишешь, пишешь, а дальше все слабее, слабее. И на вторую половину третьего куплета обычно уже не хватает».
∇ «Женщина может петь рок-н-ролл, а играть – нет. Я допускаю возможность его существования в женском исполнении, но в такой рок-н-ролл я не верю».
∇ «Некоторые люди думают, и их большинство, что рок-н-ролл – это шум, грохот, полупьяные люди и больше ничего. Но, что самое парадоксальное, эти люди правы».
∇ «Два пути! Две дороги! Как окна этой квартиры, они выходят в разные стороны. В одном окне – тупик, а второе смотрит на храм».
∇ «Меня очень раздражает созданный в 80-х имидж металлиста. Я пишу музыку, которую нельзя назвать «хэви металл»».
∇ «Только та песня хороша, если её любой мальчишка для своей девчонки захочет в подъезде на раздолбанной акустике спеть и сыграть, и не просто захочет сыграть, а сможет».
∇ «Тексты должны иметь смысл, текст – это еще один инструмент в музыкальной палитре, и я настаиваю на том, что текст имеет равноправное значение с музыкой».
∇ «Такую музыку, как мы, мало кто играет: обычно песню, которая исполняется в стиле «thrash», можно максимум напеть. А наши песни играть можно на гитаре, на фортепиано… Это именно песни». (Фрагмент интервью 1992 года)
∇ «Это рок-н-ролл, а не металл, ребята!»
∇ «Я вообще считаю, что музыка делится на хорошую и плохую, и чисто стилистически как-то разделять её – просто бред».
∇ «Tom Waits, «Gipsy Kings», «Pink Floyd», «Led Zeppelin», из наших «совковых» героев очень люблю группу «Звуки Му», «Нюанс», «Калинов мост» люблю».
∇ «Я согласен играть только хэдлайном. Из отечественных групп в нашем же стиле – только хэдлайном».
∇ «Таких групп масса, с которыми бы я с удовольствием вышел на одну сцену. Это «Бригада С», это тот же самый «ДДТ», это «Алиса», это, ну не знаю – «Ария». Вот… ну ладно, не морщись. Насчёт «Арии» я могу тебе немножко конкретизировать, потому что я не воспринимаю группу «Ария» как группу, я воспринимаю их просто как своих друзей. Конечно, это мои очень большие друзья: что Дубинин, что Маврин, что Кипелов, Манякин – то есть, все!»
∇ «Я очень хорошо помню запах сала, которым мне мазали отмороженные щеки».
∇ «Если я выхожу на улицу, сажусь в метро и приезжаю в центр Москвы – то уже не одинок».
∇ «Начиная с какого-то определенного рубежа до каждого человека внезапно доходит, что он знает, как устроен мир. Но при этом как нет двух абсолютно одинаковых людей, так нет и двух людей, воспринимающих мир абсолютно одинаково. Соответственно, те же самые “филологические” беседы вовсе таковыми не являются – по большому счету, все дело в том, кто кого переубедит. Вот тут-то все и начинается. Возьмем, к примеру, чистый лист. Можно рассматривать его как кусок бумаги, а можно протянуть безумную кучу ниточек, если начать задумываться, на какой фабрике его сделали, из какого дерева, где это дерево выросло. И когда человек показывает еще одну цепочку, которую ты не видел, то это нескончаемая тема для разговора. И каждый такой разговор воспринимается мною как первый».
∇ «Существуют вещи непреходящие, а есть, скажем, то, что модно сейчас. Так вот, «Сердце Ангела» относится к непреходящему, а насчет фильмов Тарантино – не знаю… Феллини, опять же, из области вечного, просто он слишком «свой», именно поэтому его стоит, как картины Айвазовского, отставить в сторону – это классика».
∇ «Мне интересен каждый человек!»
∇ «Я четко знаю: если бы моя аудитория состояла из пяти человек, то это означало бы, что я делаю нечто особенное, подходящее только этим пятерым. А у меня достаточно фэнов, и о какой ответственности можно говорить? Если бы я затеял нечто подобное тому, что сделал Кобейн, тогда бы задумался. А у меня в мыслях и близко ничего такого нет».
∇ «Я считаю, что «хэви-метал» не несёт позывы к агрессии. «Металл» очень доходчив. С его помощью можно найти быстрый контакт с аудиторией. Люди, играющие «хэви-метал», затрагивают темы покруче, нежели из области «Ты меня любишь, а я тебя нет». Мы играем то, что хотим играть. Мы не хотим петь с чужого голоса, жить чужим умом. Я мог бы допустить исполнение чужой музыки, но не чужих текстов. Это противоречит моим убеждениям».
∇ «Я борюсь против зла. Для того, чтобы это было действенным, можно показывать его отрицательные стороны».
∇ «Люди уходят в иную музыку, накопив в тяжелом роке определенный технический багаж. Может быть, я скажу несколько крамольную вещь, но для меня существуют только песни. Мне приятно, что многие из них можно спокойно спеть под акустическую гитару в компании, а подаю я их в зависимости от настроения. Захочу — в тяжелом варианте, захочу — под баян и аккордеон. Периодически дико надоедает орать в микрофон, так почему не попробовать что-то еще?»
∇ «Что касается моей любви к Ремарку, то можно переименоваться из «Черного обелиска» в «Три товарища»».
∇ «Сейчас меня больше «прикалывают» Сергей Довлатов, Виктория Токарева, Веничка Ерофеев, конечно, но Довлатов – в первую очередь. Я часто узнаю себя в довлатовских ситуациях, я такой же ернический».
∇ «Что же касается тяжелой музыки, то сейчас я, в основном, слушаю совершенно других артистов. Люблю Армстронга, Эдит Пиаф. Тяжелые группы меня сейчас интересуют, в основном, в информативном плане». (Записал Алексей Певчев, газета «Куранты»)
∇ «Мы не имеем права на усталость. Поверь, этого сегодня (прим.: на концерте) никто не заметит».
∇ «Бас гитара – тоже инструмент».
∇ «Ну, есть еще времечко».
∇ «Черный Обелиск приветствует своих болельщиков, сочувствующих, примкнувших».
∇ «В плане музыки был мой достаточно жесткий диктат. Т.е. если я говорил, что надо играть так, то все так и играли. Практически все вещи я писал сам. Я приносил готовую музыку, и все делалось под мою диктовку. (1987)
∇ «Просто «Серый Святой» – это одна из моих любимых песен. Из всего, что я написал. Я сам не знаю почему, но она мне дико нравится».
∇ «Я безумно люблю концерты. Ведь концерт – это общение с живыми людьми, а не с аппаратурой в студии. На каждом концерте я выкладываюсь до конца и не жалею об этом. Вся энергия, которую я потратил, с лихвой возвращается ко мне из зала…»
∇ «…Запомни раз и навсегда… Раз и навсегда!.. Вот если кто-нибудь тебе захочет что-нибудь подарить, он обязательно тебе подарит, а говорить об этом никогда нельзя».
∇ «Мне вообще хочется, чтобы меня просто любили и всё!»
©Анатолий Крупнов