Режиссёр – Федор Торстенсен, оператор – Сергей Дандурян.
1992 г.
Съёмки проходили в Останкино. На путях окружной железной дороги и на крышах гаражей бил в бубен шаман, шли поезда, там же дымили заводские трубы.
В доме напротив Центрального телеграфа на углу Газетного переулка и Тверской улицы, в отданной под ремонт старой квартире, в облицованной кафельной плиткой ванной комнате стригли Анатолия Крупнова.
«Черный кабинет» с клеткой доснимали в одном из павильонов ВГИКа.
Сюжет складывался по ходу съемок, день за днём, почти стихийно. Четко проработанного сценария не было: верили в творческий гений Дандуряна – Торстенсена. По воспоминаниям очевидцев, киноплёнка, на которую снимали клип, была списана вследствие затопления водой глубоких подвалов ВГИКа и поэтому досталась практически бесплатно. Был риск вовсе не получить на ней никакого изображения, но он никого не пугал.
Полученные сверхъестественные спецэффекты в виде вспышек электрических разрядов и молний вокруг качающихся клеток, крысы и головы Толика почти все вырезали, шаман получился безупречно, и только в кадрах «пострижения» проявленная плёнка удивила всех, явив настоящее «чудо».
Кафельная плитка ванной комнаты чудесным образом проступила сквозь тело Толика, являя новую, «мистическую» реальность. Стремительно обретающий длинные волосы, сидящий в ванне перед мерцающим телеэкраном А.Крупнов постепенно «растворялся» в «потустороннем». Эти кадры решили оставить.
Песня «Дом жёлтого сна» и клип настолько нравились Анатолию, что он возвращался к этой теме на протяжении всего своего последующего творчества…
1992 г. – «Дом желтого сна» часть I (вошла в альбом «Ещё один день»)
1993 г. – «Дом желтого сна» часть II (вошла в альбом «Я остаюсь»)
1997 г. – «Дом желтого сна» часть III (исполнена на «Postальбоме» уже после смерти артиста Юрием Шевчуком).
Став cвоеобразным лейтмотивом всей жизни, «Дом жёлтого сна» не оставлял Крупнова до последних минут.
Есть такое замкнутое пространство в Центральном доме Актера возле студии звукозаписи, где у Анатолия остановилось сердце. Не так давно там сделали ремонт, но в тот трагический день это место все ещё было облицовано жёлтым кафелем.
Смотреть клип
Дом желтого сна (ч. 1)
Музыка: А. Крупнов. Слова: А. Крупнов.
Ночь превращается в день,
День превращается в страх,
Страх превращается в тень,
Тень превращается в прах.
Боль позабудь и поверь:
Смерть будет только одна.
Ночь упирается в дверь,
Дверь в доме желтого сна.
Припев:
Здесь легче дышать,
Здесь чище вода,
Легко отыскать
Дорогу сюда,
Но тот, кто пришел,
Останется здесь
Навсегда!
Ночь превращается в день,
День превращается в бой,
Бой превращается в лень,
Лень превращается в боль.
Кровь превращается в ртуть,
Ртуть испаряют со дна.
Пар превращается в путь –
Путь в город желтого сна.
Припев.
Ночь превращается в день,
День превращается в дым,
Дым превращается в тень…
Я прохожу виражи,
Жизнь – небольшая вина.
Все превращается в жизнь –
Жизнь в мире желтого сна.
Здесь легче дышать,
Здесь чище вода,
Легко отыскать
Дорогу сюда,
Но тот, кто придет,
Останется здесь…
Здесь легче дышать,
Здесь чище вода.
Нетрудно найти
Дорогу сюда,
Но тот, кто пришел,
Останется здесь.
Навсегда!
Навсегда!
Дом желтого сна (ч. 2)
Музыка: А. Крупнов. Слова: А. Крупнов.
А я нашел этот дом через много лет,
Мне сказали, что в нем я найду ответ
На любой вопрос, что на ум пришел,
И хоть не верил я, но искать пошел.
Дом! Вот этот дом! Что ждет меня в нем?
А он сидел у окна, глядя сквозь века,
В голове седина и в глазах тоска,
А на вопросы мои он не отвечал,
И лишь когда я умолк, просто мне сказал:
«Вздор, все это вздор! Хоть мне уже все равно, знай одно:
Припев:
Что есть – то есть,
Того, что было – ни вернуть, ни изменить ни дня,
Раз ты нашел мой дом, то знай:
Когда-нибудь ты сменишь здесь меня,
И это будет твой дом!»
И после этого он говорил до утра
И о том, что есть, и что было вчера,
И о том, что будет и будет ли,
И о том, что есть на краю земли.
Всё, всё, что он знал – он мне передал.
Но настал рассвет и пропел петух,
Его цепкий взгляд в тот же миг потух,
В тот же самый миг он исчез, как дым,
Растворившись в плеске речной воды.
И я остался один,
Но то, что он говорил, помню я:
Припев.
С той поры прошло очень много лет,
И объездил я весь белый свет:
Ближние места, дальние края,
Но надежда есть, где бы ни был я,
Что это лишь сон… только лишь сон
И я не стану, как он.
Ну а время шло, отбивая такт,
Я забыть этот сон не могу никак,
Я искал интерес, но не находил,
Зная все про всех, был таким, как был.
Но как, как же мне быть?
Как этот сон позабыть? Ведь помню я:
Припев x 4
Дом жёлтого сна (ч.3)
Музыка и слова Анатолия Крупнова,
Написана для нового альбома группы «Чёрный Обелиск».
Анатолий Крупнов – бас-гитара;
Юрий Шевчук – вокал;
Дмитрий Варшавчик – гитара;
Александр Митрофанов – ударные, перкуссия;
Рушан Аюпов – баян, аккордеон, клавишные;
Запись – студия «Турне», январь 1998 г.
Скажите, Магистр, бывает такое, что люди живут триста лет?
Во всяких желаниях их и покое отказа им попросту нет.
Живут же животные, дерево, птица – не все, но ведь кто-то живёт?
Магистр не спит: ему что-то не спится, он голосом тихим поёт.
Припев:
Из жизни обычно уходят назад головой –
Дорога идёт прямиком или вниз, или вверх,
Из жизни обычно никто не уходит живой,
Приветствуя радостно этих и с ужасом (тех)…
Скажите, Магистр, а сколько там лестниц?
Мне надо добраться до дна,
Ступени наверх возбуждают, но более
Мне по душе глубина,
Скажите, Магистр, но тут я заметил:
Он слушать меня перестал,
Он глазом моргнул, после жестом ответил
И на ухо мне прошептал:
Припев.
Скажите, Магистр, а если проблема? –
Допустим, что нет головы.
Ведь это отдельно стоящая тема –
Магистр отвечает: «Увы!…
Прилепят чужую и маску наденут,
Да так, чтобы очень похож,
И кстати, дружок, береги свои гены,
Не то ненароком уйдёшь».
Припев.