«ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК». В этом словосочетании есть что-то незыблемое и мрачное… Несколько лет назад никто из участников группы даже не думал о том, что «Обелиску» суждено будет стать символом трагедии, разыгравшейся осенью 1990 года. 14 ноября… Этого могло не произойти, но это произошло. В собственной квартире тремя выстрелами в упор был убит барабанщик группы СЕРГЕЙ КОМАРОВ, Застрелили и двоих его друзей. Жена Комарова осталась жить – пуля, попавшая в нее, оказалась несмертельной. Отныне это день траура и скорби, день неотъемлемый от истории «Обелиска», которая берет свое начало в 1986 году. Недавно вышедший диск «Еще один день» является своеобразным отражением того, что происходило с «Обелиском» за шесть лет его существования с момента основания группы певцом и бас-гитаристом АНАТОЛИЕМ КРУПНОВЫМ.
Мало кто знает, что первое выступление «Ч. О.» произошло в перерыве между отделениями дискотеки и при минимальном количестве компетентных слушателей. И тем не менее оно имело значительный резонанс — музыка представляла собой тяжелую и тягучую в духе ранних «Блэк Сэббэт».
К весне 1987 года группе удалось достигнуть, культового статуса в Москве и порадовать своих болельщиков новой программой. «Цветы зла» из шести песен, написанных на стихи Шарля Бодлера. Именно с ней «Ч. О.» получил известность в экс – СССР, несмотря на отсутствие студийной фонограммы и вообще хоть сколько-нибудь приемлемого качества фонограмм.
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «У нас не было возможности и денег записаться хорошо, а плохо я не хотел».
.Музыка этого периода становится более жесткой и динамично, и в ней явно заметно влияние набиравшего тогда в стране салу трэша Появление пятого участника «Ч.0.» — огромного черепа, напичканного всякого рода световыми эффектами, — относится к середине 1987 года. Череп получает имя «ПАПА» и с момента появления до осени 1988 года всюду сопровождает группу. Послушайте песню «Война» с диска «Еще один день», и вы получите представление об «Обелиске» того времени. Это как раз одна из самых тяжелых вещей, воскрешающая в памяти почти забытый 86-й. И хотя «Война» всецело отражает сегодняшнее положение дел и умонастроений людей в нашей стране, Крупнов характеризует ее как самую шаловливую.
Психоделический рок-н-ролл «Город в Огне», текст к которому был написан прямо у микрофона, больше соответствует второму периоду истории «Ч. О.», когда тот находился на пике своей популярности. Концерты группы собирали тысячи болельщиков.
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «Хорошее концертное шоу производит впечатление даже на глухонемого».
Группа много и очень успешно гастролирует, участвует в различных фестивалях и начинает готовить новую программу под условным названием «Город» (не путать с только что означенным «Городом в Огне»), словом, находится в самых благоприятных рабочих условиях. Тем не менее, к августу 1988 года в группе назревает кризис, а Крупнов, встретив своего соседа и товарища по оружию Андрея Сазонова, барабанщика «Шах», и выслушав его предложения, решает совместить приятное с полезным: в качестве сессионного музыканта съездить с «Шах» на концерты в Венгрию.
Результатом поездки является подписание контракта между Крупновым и «Шах», а «Ч. О.» осенью 1988 года тихо распадается.
В истории «Ч. О.» начинается период безвременья. Появляется то самое настроение, которой присутствует в оптимистическом марше «Дорога в никуда» с навороченной ритмикой и басовым соло, способным на концерте развиваться в десятиминутное, в зависимости от настроения. А когда наступает безвременье, то кажется, что уже рад только тому, что «день прошел, а ты все жив». Эти слова взяты из песни «Еще один день». Итак, кто чем занят? Гитаристы Михаил Светлов и Юрий Алексеев пытаются заниматься собственными проектами «Полтергейст» и «Триумфальная арка». Барабанщик вообще бросает музыку. Но в июле 1990 года Крупнов отказывается от продления контракта с «Шах» и решает возродить «Ч. О.». За барабаны приглашается Сергей Комаров («Триумфальная арка»).
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «Его игра в основном и была причиной моего отказа от продления контракта. У меня появилось желание возродить группу. Сергей Комаров был именно тем барабанщиком, с которым я всегда хотел работать».
Окончательно воссоединение оформилось к сентябрю 1990 года.
Впервые после двухгодичного перерыва группа выступает на металлическом фестивале «Железный марш», где 10 тысяч фэнов бурно приветствуют возвращение группы. «Ч. О.» записывает демонстрационную ленту из четырех новых вещей. Демо получается очень удачным по саунду и материалу, следуют различные контрактные предложения, начинается подготовка к записи альбома, но наступает… 14 ноября. Группа прекращает работу и только в конце декабря собирается I вновь. В составе: Анатолий Крупнов — бас, вокал; Юрий Алексеев — гитара; Василий Билошицкий — гитара («ЭСТ) и Владимир Ермаков — барабаны. Музыканты запираются на месяц в студии, и наконец в начале 1991 года выходит первый студийный альбом «Ч. О.» «Стена».
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «Это то, что как нельзя лучше объясняет мое тогдашнее состояние, помимо того, что это название одной из лучших песен с этого альбома».
Позднее трэки «Стена» и «Аве Цезарь» войдут в компиляцию «Монстры рока СССР». Помимо новых песен на альбоме были записаны две песни 1988 года и одна 1988-го. Чисто в музыкальном стиле этот альбом представляет собой подборку самого широкого спектра стилей тяжелой музыки. Его отличают виртуозное владение инструментами, изящество и неожиданность аранжировок, и именно здесь начинает выкристаллизовываться собственный стиль группы, в дальнейшем тоже получающей название «Черного Обелиска».
В этом же составе группа приступает к концертной деятельности и за полгода возвращает себе утраченные за время пребывания в небытии позиции. В ноябре 1991 года «Ч. О.» запирается в студии и записывает уже знакомый вам альбом, но на английском языке, что является требованием менеджмента фирмы «БИЗ Энтерпрайзис», с которой группа успешно сотрудничает. После записи «Ч. О.» покидает Василий Билошицний и на его место приглашается Егор Жирнов («Джокер»), и уже с ним группа готовится в январе-феврале 1992 года к записи русскоязычной версии.
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «Это чисто субъективная точка зрения, но мна кажется, что я открываю новые горизонты для тяжелой музыки. Я считаю, что нашим альбомом «Еще один день» мы взорвем представление об этой музыке в этой стране. По материалу — это наш самый прогрессивный и жесткий альбом».
В альбом действительно входят стопроцентные хиты, понятные абсолютному большинству людей, слушающих музыку. И я бы сказал еще, что достаточно разнообразный. Помимо уже вышеозначенных в качестве примеров песен, на нем записаны «Дом желтого сна», где реггеймы (аранжировочные приемы) достаточно далеки от тех, что используются в тяжелой музыке, и «Убей их всех».
АНАТОЛИЙ КРУПНОВ: «Нас часто обвиняют в том, что за все время нашего существования мы не написали ни одной песни о любви. «Убей их всех» как раз про нее».
Может быть, выступая среди разогревающих составов в турне «Сепультура» и исполняя эту вещь, имелись в виду и бразильцы?
По этому поводу никаких разъяснений не дается. Ну а «Здесь и сейчас» предвосхищает или, скажем, дает намек на стилистику следующего альбома, если, конечно, опять не настанет безвременье. И остается только добавить, что между «Всего одним днем» и «Еще одним днем» есть принципиальная разница, во всяком случае для Крупнова. Он и его «обелисковцы» еще живы, значит, есть шансы услышать новую работу «Ч.О.».
Вадим ПЕРЕСВЕТОВ.
P.S. Для тех, кто открыл для себя «Черный Обелиск» только после презентационного концерта в ДК им, Горбунова (13 ноября), сообщаем адрес фэн-клуба группы: 140160, Московская обл„ г. Жуковский, ул. Туполева, д. 4, ка. 69. Фан-клуб «Черного Обелиска».