Михаил Кассиров – участник группы «Ва-Банкъ» (1991 – 94 гг.), гитарист-виртуоз. Звук его акустической гитары легко узнаётся в композициях альбома «На кухне» (1992). Он принял самое активное участие в продюсировании и записи следующего, наиболее тяжёлого альбома «Так надо» (1994).
Один из музыкантов, близких к Анатолию Крупнову в период его «post-роклабораторской» юности.
В 1993 году, при записи на cтудии SNC двух альбомов своей группы «Чёрный Обелиск» – «Я остаюсь» и «Стена» – Анатолий хотел, насколько это возможно, не меняя состава коллектива, отойти от привычного trash и hard&heavy саунда «Чёрного Обелиска».
Крупнов больше не желал классического тяжёлого саунда, он желал более модного драйва, рвался в фанк «R.H.C.P.», и хотя он по-прежнему в душе оставался верен рок’н’роллу в духе «Motorhead», он заслушивался «Ministry» и мечтал об экспериментах а-ля «Faith No More», из-за чего постоянно вносил посильные изменения в аранжировки старых песен («ДЖС», «Серый Святой», «Игрок», «Цезарь» и др.) с целью достижения более прозрачного звучания материала (отказ от «жим-жим-дисторшн» и «тяжеляка» в пользу модного «гитарного кранча», уход, где возможно, от двухбочечной ритм-секции и т.д).
Новшества от Крупнова состав в основном принимал в штыки, но Толя не сдавался, убеждал, а там, где дело совсем заходило в тупик, Крупнов стал привлекать (такого в истории группы раньше не было) к записи своих друзей в качестве сессионных музыкантов: Рушана Аюпова, Сергея Воронова и Михаила Кассирова.
Именно благодаря виртуозной игре Михаила на акустической гитаре появилось то самое знаменитое соло в акустической версии песни «Стена» (которое многие называют «испанщина») и которое так украсило нетленку!
В марте 2012 Михаил поделился в соц.сетях воспоминаниями о том, как это было:
«…Сколько раз с Толянычем встречались. И в клубах, и на бэкстайджах… А вот ни разу вместе не бухали. Всё больше так – говорили. О звукоизвлечении, о том, из чего да как смычки делать…
И тут он мне предложил поучаствовать в записи «Стены».
– Ты чё? Она и так же великолепна!
– Мне хочется в акустике сделать…
– Ааа…– Поможешь?
Я долго чесал репу. С одной стороны, другу не откажешь, с другой – я считал (и считаю) то, как сыграли ребята – шедевром. Начал примерно прикидывать образы. Ну, о чем играть. Нужна маклафлиновщина, но без индуизма и джаз-рока. Тянул чуть не полгода.
Звонит Юрасов:
– Ну, так ты будешь или… Завтра последняя смена на студии.
– Где?
– У Стаса Намина в шесть утра.
Раннее майское утро, магическое детство Нескучного Сада, роса.
Александр отводит меня в комнатку, включает мыльницу.
– Вот, посмотри, что тут у нас пока получается.
Играю. Тональность ми-бемоль. Я обрадовался: новые ноты, неожиданные лады.Через 5 минут входит Юрасов с хитрющим видом и камертоном:
– Мы на полтона строй у инструментов опускаем, перестраиваться будешь?
– На фиг. Мне-то по барабану, в какой тональности.
Юрасов – секунд на 15 в ступор, но справился, не стал задавать дибильные «А как? А так можно?»
– Готов?
– Пошли.
Как записывался – не помню. Было ощущение одной большой сказки. Когда закончилось – полная неожиданность. Хотелось играть до бесконечности. Сидели с гитаристами из «Обелиска», прикалывались, пили чай. Обламывали звукача, когда тот пытался из барабанов «Бони-М» сделать. Красиво, слов нет, но не для этой песни.
С диском облом вышел. Сначала не могли пересечься с Юрасовым. Потом Толяныча не стало.
Думал, не услышу уж никогда. Откопал лет через 10 на каком-то хохляндском FTP-шнике. До сих пор не могу в голове мелодию повторить, что наиграл…»
«Стена (акустическая версия)» звучит теперь на альбоме «Стена» («Я остаюсь», часть 2. Новое сведение).
Начинает альбом «Стена» «классическая», а завершает Кассировская – «акустическая».
Исполнитель: Анатолий Крупнов
2018