Жан Сагадеев (8 июля 1967 – 2 июня 2009) – российский рок-музыкант. Сын известного востоковеда Артура Владимировича Сагадеева. Вокалист, автор всех текстов песен, музыки и лидер культового российского метал-коллектива «Э.С.Т.». Группа достигла больших успехов, выступала на одной сцене с такими монстрами рока как «Uriah Heep», «Motorhead», «Sepultura», «AC/DC», «Metallica», «Faith No More», многие альбомы группы считаются культовыми.
Его бесшабашные, взрывные песни не всегда сочетались с тем умным, тонким, ироничным и эстетствующим Жаном, каким он был в жизни. Жан был настоящим поэтом, сильной, разносторонней личностью, шагающей по жизни как по «лезвию ножа».
С Анатолием Крупновым они были настолько близки и в то же время противоположны, что повсюду невольно конкурировали. Именно Толя Крупнов, пришедший в восторг в 1987 году от первого знакомства с Жаном и его группой, рекомендовал их сразу после прослушивания в ряды московской «Рок-лаборатории».
«… Однажды Толя рассказал, что был на прослушивании одной команды в составе жюри «Рок-лаборатории», которая ему показалась просто невероятно энергетичной, харизматичной. Сами же музыканты вид имели потрясающий – стройные парни с огромными развевающимися хаерами. Когда я их сам увидел с гитарами типа «Урал» и выкованными струнами, то буквально обалдел. Настолько это звучало и выглядело неистово и охрененно! Перед ними нельзя было устоять. Все верно, это были «Э.С.Т.» – Электро-Cудорожная Терапия и ее лидер Жан Сагадеев – сынок профессора востоковедения, очень уважаемого, интеллигентного человека – Артура Сагадеева.
Возьми, например, Тилля Линдеманна из «Rammstein». Он же брутальный зверь, но зверь одухотворенный, в нем есть и что-то доброе, что-то детское, что-то очень чувствительное, но при этом адская сила и харизма. Вот то же самое было и в Толе Крупнове, то же самое было и в Жане Сагадееве. Это и интеллигентность, и какая-то доброта, но при этом неистовая сила! Это то, что делает рок-звезд по-настоящему большими, популярными, востребованными и желанными».
(фрагмент интервью А.Певчева с главой компании T.C.I. «Великое рок-н-ролльное хулиганство Эдуарда Ратникова: схема и анархия»)
В 1991 «Чёрный Обелиск» Крупнова выиграл по итогам телефонного голосования, но уступил сцену на главном мировом рок-фестивале и крупнейшем концерте в истории России – «Monsters of Rock» в силу решения главы Biz Enterprises Бориса Зосимова, где «E.S.T.» играли перед аудиторией 800 000 человек вместе с легендами мирового рока: «AC/DC», «Metallica», «Pantera» и «Black Crowes». В туре «Sepultura» они уже играли вместе, но хэдлайнером от русской стороны был «Обелиск», вместе открывали выступление «Faith No More».
Анатолий принял участие в записи песни и клипа группы EST «We’ll Be Back».
В 2000, спустя три года после смерти Крупнова, Жан принял участие в записи «POSTальбома» и выступил на POSTконцерте в СК «Олимпийский», посвящённом памяти Анатолия Крупнова (см. видео ниже).
Жизнь Жана Сагадеева оборвалась спустя одиннадцать лет после трагической смерти Крупнова. Наиболее распространённая версия – покончил жизнь самоубийством, но родственники и друзья Сагадеева считают, что его могли убить. Похоронен Жан Сагадеев на кладбище ЗАО «Горбрус» (13 уч.).
Жан Сагадеев:
«…Я, когда схожу со сцены в гримерку – я просто могу выжимать майку там, рубашку… И набрать целый стакан пота! Потому что это отнимает огромное количество энергии… То, что там рабочий, например, за месяц расходует – мы расходуем за несколько репетиций или концерт: за полтора часа игры на сцене…
…Я знаю свои слабости, но я не собираюсь от них полностью отказываться, потому что борьба с комплексами может тоже превратиться в комплекс неполноценности. У человека должны быть недостатки, особенно у мужика: когда человек идеален – он абсолютно неинтересен…
…Я думаю, что надо жить сегодняшним днем – это наилучшее. То есть, планировать что-то и на будущее, естественно; но не забывая, что всего не спланируешь, потому что карма – это дело такое тонкое: надо либо вне ее становиться, либо плыть по ней естественным образом.
…У меня был друг, который себе расписал жизнь однажды в тетрадке на двадцать лет вперед – там ни одного пункта не произошло в жизни…
…Участие в записи альбома Крупнова – это дань уважения его личности. Я никогда не был фанатом «Черного Обелиска», предположим, но Крупнова я уважал и уважаю как человека… Хотя он и говорил всяческие несуразности про группу «Э.С.Т.», но это все чушь, потому что мы с ним пили вместе, замечательный был человек… Тоже, конечно, не без комплексов, как и я, и все творческие люди, которые особенно болезненно относятся к собственным славе, величию…
…Это был человек, который много сделал для развития отечественной тяжелой музыки, дал многим пример… Он является героем отечественного рока. Мне приятно участвовать в записи его альбома: то, что он не успел спеть песни для своего альбома – это, с одной стороны, плохо (что альбом не вышел последний), с другой стороны – это повод для определенной тусовки собраться вместе, отдать дань уважения общему товарищу, добрый ритуал…
…Мне с детства нравилась самая разная музыка: «Slade», «Led Zeppelin», «Beatles», «AC/DC», «ABBA», «Metallica», «Bee Gees», «Sex Pistols», «Bulldozer», «Plasmatics», «Rolling Stones», «Зоопарк», Чайковский, Моцарт, Аманда Лир, Джордио Мородер, Бах, Паганини, Бетховен… Лет с пяти мой дядя стал подогревать меня разными записями. Культурные друзья были – менялись пластинками… Индийские раги люблю (это на ситаре)…
…Что я любил читать? Достоевский, Блок, Булгаков, Чехов, Гюго, Зощенко, Хулио Кортасар, Кен Кизи (его «Гнездо Кукушки» – одна из самых любимых моих книг), «Золотой Теленок», «12 Стульев»… Книги религиозного содержания – Библия, буддийская литература, Бхагават Гита, Махабхарата, суры всякие… Дзен-буддистские произведения – стихи китайские, японские… «Дао Де-Дзын» Лао Цзы в переводе друга отца…
…Только малая часть моего внутреннего мира упирается в микрофон. Но это, позволю себе заметить, очень приятное занятие, и если бы оно не доставляло мне искреннего удовольствия – я бы им попросту не занимался. Если ты не получаешь от этого удовольствия сам – его никогда в полной мере не получит и публика…
…Я себя считаю и так уже очень старым человеком: уже седой, очень много повидал… Зажился уже. Мне, в принципе, уже не страшно. А планировать свою старость – «в рок-н-ролле/не в рок-н-ролле» – не знаю… Может быть, я живописью увлекусь, может быть, я оглохну, мне оторвут руки – я не смогу играть… Я не могу ничего предсказать. Может быть, я открою в себе какой-то дар, который я раньше не замечал – и займусь этим. Может быть, я стану аскетом и вообще удалюсь от всего.
…Не все еще открылось для меня и стало понятным»…
(Фрагменты из незавершённой книги «Э.С.Т.ОРИЯ или ДЕСЯТЬ ВЕСЁЛЫХ ЛЕТ». Автор А.А. Рыков. Книга планировалась к изданию, богато иллюстрированная фотографиями и комиксами Ж. Сагадеева. Фрагменты публикуются с разрешения автора – Анатолия Рыкова, в прошлом пресс-атташе группы «Э.С.Т.» (I. 1997 – IV.2000.– X.XXXX.))