Алексей Романов, «Воскресение»:
«Эту песню я сочинил на гастролях, когда не было Маргулиса, и с нами ездил, добрая память ему, Толя Крупнов. Он играл на басу. Эта песня посвящается ему…»
Алексей Романов, «Воскресение»:
«Эту песню я сочинил на гастролях, когда не было Маргулиса, и с нами ездил, добрая память ему, Толя Крупнов. Он играл на басу. Эта песня посвящается ему…»
Комментатор Дмитрий Губерниев цитирует Крупнова. Биатлон 10.03.2017, спринт, женщины.
Группа «Чайф», юбилейный концерт в спорткомплексе «Олимпийский», 2009 год. Песня «Время не ждет». Анатолий Крупнов присутствует в видео на экране.
Группа «Ночные Снайперы» – клип на песню «Цой». На экране – фото Анатолия Крупнова.
Диана Арбенина:
«Мы посвящаем это видео рок-музыкантам, которые жили наотмашь и потому стремительно сгорели. Рок-музыкантам, которых забрал Бог очень рано. Для нас – людей, выросших на музыке 80х и 90х, – для нас эти ребята не мертвые. Для нас они живые. Они горячие и дерзкие, нежные и брутальные. Они очень близкие, взрослые с душами детей, наши маленькие принцы в рок-музыке России. Я их люблю и постоянно сверяю меру своей ответственности перед вами с их честностью. Поэтому вот уже 25 лет пишу песни, каждая из которых написана исключительно в созвучии с собственным камертоном, выращенном ушедшими на небо рок-звёздами нашей страны. И мне классно от того, что рок-музыка, которая переживает не лучшие времена, никуда не денется. Она уже стала классикой. Она стала народной, потому что есть невероятно крутые и независимые легенды, вместе с которыми я пою песню «ЦОЙ». Спасибо: Янке Дягилевой, Толе Крупнову, Майку Науменко, Виктору Цою, Александру Башлачеву, Егору Летову, Михаилу Горшеневу за вдохновение и сотрудничество в создании этого видеоклипа».
Слова и музыка – Диана Арбенина, аранжировка – «Ночные снайперы», видеосъёмка – Лиза Канунникова, оператор – Константин Мордвинов, монтаж – Лиза Канунникова, Роман Рычков. Записано на студии «Ночных снайперов», октябрь 2017 года.
«ДДТ» – «Ветер» (Концерт «История звука» в «Олимпийском», Москва, 5.03.2017). На экране – фото Анатолия Крупнова.
Юрий Шевчук:
«Эти парни были очень талантливы и очень свободные…
Никто не поминает музыкантов, и это несправедливо. Вот сегодня 5-го марта, в день нашего концерта умер И. Сталин. В стране был объявлен 4-дневный траур. Все министерства, ведомства, управления, заводы и фабрики, учебные заведения и школы встали. Во время прощания с телом вождя
погибло не менее 7 тысяч человек, а скорее всего, число погибших было гораздо больше.
Но никто не вспоминает, что в тот же день умер великий композитор ХХ века Сергей Прокофьев. О Прокофьеве, умершем в один день со Сталиным, тогда тоже никто не знал. Повсюду установили оцепление, поэтому друзья и близкие не могли подобраться к дому, чтобы проститься с Сергеем Сергеевичем. С большими сложностями двумя днями позже тело доставили в Дом композиторов. Там очень скромно прошла гражданская панихида. После чего похоронный автобус отправился на Новодевичье кладбище, и хоронили его только его ученики, человек пять.
Я хотел сегодня сказать об этом на концерте, и про Ахматову, но потом не стал. Но всё равно мы помянули наших ребят-музыкантов, и Толю Крупнова тоже помянули…»
(Юрий Шевчук, из разговора в гримёрке сразу после концерта «История звука» в «Олимпийском», Москва 5.03.2017). Спасибо, Юрий Юлианович!
«Мастер» – «Песни мёртвых для живых» (Концерт «30 лет группе», «Yota Space», 29.04.17) – А. Крупнов на экране.
Все «классические» музыканты «Мастера» дружили и много ездили на гастроли с А. Крупновым и его «Черным Обелиском».
Спасибо вам за неоднократное упоминание Анатолия Крупнова в фото-видео ряде во время песни, посвященной ушедшим музыкантам. Там же были лица Жана Сагадеева, Кирилла Покровского, Егора Летова и многих других легендарных героев рока, которые ушли от нас так рано…
В 1997 году Гарик Сукачёв представил свою первую режиссёрскую киноработу – «Кризис среднего возраста». Этот фильм Гарик посвятил Толику Крупнову. На водителе в начале фильма головной убор, подаренный Крупновым.
Фрагмент фильма с посвящением памяти Крупнова, сценарий И. Охлобыстина. Фильм полностью – на нашем канале.
9 апреля 2016 в клубе Yotaspase состоялась концертная премьера песни 25/17 «Раскалённые будни (Памяти Анатолия Крупнова)»
Музыка: 25/17
Композитор – Антон Завьялов
Клавишные – Антон Завьялов
Гитара – Рустам Мунасипов
Акустическая гитара – Рустам Мунасипов
Гитара – Максим Соколов
Бас-гитара – Богдан Солодовник
Ударные – Тарас Андреев
Слова: Андрей Бледный
(использованы цитаты из текстов песен Анатолия Крупнова)
Андрей Бледный, 24 марта 2016 года:
«В 1992 году в одной из музыкальных телепередач я увидел выступление группы «Чёрный обелиск» на фестивале «Монстры рока СССР», и «Стена» стала одной из моих любимых песен. Младший брат записал этот концертный клип на видеокассету, и мы засмотрели её до ряби на экране. Басист-вокалист в красной майке был лохмат, небрит и дико крут. Я узнал, что его зовут Анатолий Крупнов.
«Чёрный обелиск», «Шах», «Неприкасаемые»… Виниловые пластинки, аудиокассеты, компакт-диски… Под эти песни мы пили спирт, варили мак, курили шмаль, влюблялись, ссорились, мирились, женились, расставались. Эти песни – часть нас, я состою из песен своей юности.
Двадцать четыре года спустя мы записали песню-посвящение Анатолию Крупнову. Для кого-то это повод вспомнить старое, для кого-то возможность открыть что-то новое.
24 марта – день рождения моей жены, моего близкого друга и Анатолия Крупнова. Жена – бывшая, друга нет, а песни есть.
С днём рождения, Крупа. Спасибо за музыку».
«25/17» – Интервью + «Раскаленные будни» (песня памяти Анатолия Крупнова со строчками из песен «Еще один день» и «Город в огне») (передача «Соль» 16.10.16). Музыка: «25/17».
Андрей Бледный:
«С Анатолием Крупновым было бы интересно, конечно, сделать что-то…
…Я слушал его и во времена «Чёрного Обелиска», и во времена «Неприкасаемых», и у меня до сих пор дома сохранилась та самая пластинка группы «SHAH» с его участием…
…Мы записали нашу песню по мотивам творчества Анатолия Крупнова. Мы использовали несколько цитат из его песен, использовали пару риффов. Те, кто знаком с творчеством Анатолия Крупнова, конечно же, это всё узнают. У нас получилась песня-посвящение Крупнову. То есть, это не стандартная кавер-версия, как это часто бывает».
«25/17» – «Раскаленные будни» («Нашествие» 2017) (песня посвящена Крупнову)
«Раскинулось море широко» – трек, записанный Юрием Шевчуком в 1997 году для сборника «Митьковские песни. На море танки грохотали». Этот сборник стал продолжением двух предыдущих, созданных по инициативе ленинградских художников-примитивистов: «Митьковская тишина» и «Митьковские песни». Перед самой смертью, в 1996 году, Анатолий Крупнов успел записать для сборника «Митьковских песен» впоследствии ставший культовым трек «Плещут холодные волны» . Потрясённый смертью друга, Юрий Шевчук записывает «Раскинулось море широко» и посвящает его Крупнову.
«Мой друг уехал»
В 1998 году группа «Неприкасаемые» записала свой третий альбом – «Города, где после дождя дымится асфальт». На обложке альбома парящая в прицеле тень – это тень Анатолия Крупнова.
О песне «Мой друг уехал»:
Изначально Гарик Сукачёв посвящал её (как и весь альбом) первому бас-гитаристу «Неприкасаемых» Анатолию Крупнову, скончавшемуся в 1997 году. Но позже «Мой друг уехал» приобрела ещё более печальный фон, когда во время работы над пластинкой не стало саксофониста группы Алексея Ермолина…
И всё же сочинил эту песню Гарик именно про А. Крупнова.
«… Он будет весел и горяч, как воин на монгольском скакуне…» – конечно, это про Крупу, про индейца, про «старика Крупского».
С момента выхода в свет альбома «Города, где после дождя дымится асфальт» песню «Мой друг уехал…» Игорь Иванович Сукачёв больше не исполнял никогда, ни разу, ни при каких обстоятельствах. Ни дома, ни среди друзей, ни на концертах. Говорит, что не может её петь…
Мой друг уехал далеко,
И не вернется, и не вернется.
Мой друг уехал далеко,
А сердце стонет, рвется
Туда, за дальние моря, за горы, за равнины, за поля,
За хмурь косматых облаков, за солнце, за луну, за берег моря.
Туда, где первым снегом занесен и стерт навеки след его ноги,
Где птицы чертят черные круги по небу, мой друг уехал.
Мой друг уехал далеко,
И стало грустно, и стало грустно.
Мой друг уехал далеко,
И стало пусто, пусто.
А на дворе опять весна, природа притаилась пред рождением любви.
И завтра будет новый день, он будет весел и горяч,
Как воин на монгольском скакуне,
Сжимающий копье и с колчаном весёлых стрел.
Он будет на него похож – того, кто не вернется никогда.
Мой друг уехал, мой друг уехал,
Мой друг уехал навсегда…
(Музыка и слова И. Сукачёв)
† Светлой Памяти Анатолия Крупнова, Алексея Ермолина, Александра Косорунина, Алексея Осташева, Александра Митрофанова и всех «Неприкасаемых», ушедших в мир горний и невидимый…
Людмила Гурченко на бенефисе З.Е. Гердта (1996) «И КТО ЕГО ЗНАЕТ» («На закате ходит парень»)
Автор слов: Исаковский М.
Композитор: Захаров В.
Аранжировка: Анатолий Крупнов и «Крупский Сотоварищи»
Аранжировку песни «И кто его знает» для Людмилы Марковны Гурченко соорудил Анатолий Крупнов вместе с Рушаном Аюповым, Александром Косоруниным и остальными «Сотоварищами».
Питерский художник Митя Шагин, основатель творческого объединения МИТЬКИ и автор музыкального проекта «Митьковские песни» в 1996 году, сидя в Москве на кухне у Крупского, вкрадчиво убедил Толю помочь «нашей сестрёнке Людмиле Марковне» записать две песни для их очередного сборника. Те, кто знает лексико-грамматические особенности речи Митьков, их частое употребление слов «братушка» и «сестрёнка», а также любовь к уменьшительно-ласкательным суффиксам может себе наглядно представить, как обстояло дело.
Скорый визит домой к Людмиле Марковне, которая встретила Крупнова в восточной чалме, как всегда элегантная и прекрасная, был вскоре организован тем же Шагиным. Именно этот визит положил начало сперва творческому сотрудничеству в записи двух песен, а после короткой, но очень искренней симпатии и даже дружбе. Жаль, что внезапная смерть А. Крупнова оборвала возможность всякого продолжения.
Спектакль, посвященный памяти А. Крупнова (1998)
Новый вариант спектакля «Контрабас» по П. Зюскинду, где Толик играл одну из главных ролей. Спектакль состоит из двух частей. Первая — собственно «Контрабас» с Владом Демченко в главной роли, вторая — по Х.Кортасару, рассказывающая о жизни Чарльза Паркера, судьба которого трагически схожа с судьбой Толика. В первом отделении полностью сохранена музыка Крупнова. Называется спектакль «Слепи свою маску» и посвящен памяти Анатолия Крупнова.
10 октября 2010 / Выходит альбом «Белое вино/Красное вино» — седьмой студийный альбом группы «Zdob şi Zdub». Помимо новых композиций в трек-лист вошли кавер-версии, а также песни, исполненные группой на различных телевизионных передачах. Трек № 13 – «Пельменная»- кавер-версия песни Анатолия Крупнова.
«Aset» исполняет «Я остаюсь» Анатолия Крупнова в вокальном шоу на телеканале «Россия»
«Я остаюсь» Анатолия Крупнова звучит в вокальном шоу «Голос» на Первом канале: Иван Вабищевич
Алексей Булгаков («Легион») & Иван Селиверстов – «Иди за мной» (памяти Анатолия Крупнова)
Константин Селезнёв – «Дом желтого сна (Часть II)» (Анатолий Крупнов cover)
Сергей Воронов, «CrossroadZ» и Нэш Тавхелидзе
«Отель исполнения желаний»
«Квартирник у Маргулиса» на НТВ
Кавер от треш-метал команды «consPiracy» (Греция) на песню «Черный Обелиск».
С EP группы «Crippled Invaders» (2008).
Посвящение Крупнову от коллектива «Vespercellos»: инструментальные версии «Я остаюсь», «Пельменная», «Стена» на виолончелях.
ПАМЯТИ АНАТОЛИЯ КРУПНОВА
Агния Онил
Тяжелее металла – волны
бушующих низких частот.
Божий Дух – теперь в виде молний –
заряжает пучину вод.
Океан – как бурлящая лава –
в нём стучит электрический ток.
О как хорошо здесь плавать,
нырнув в кровеносный поток.
Тёплый вкус океанской соли,
красный цвет красоты и любви.
Ликованье волны и воли,
омовенье в святой крови. –
Так боец, не боящийся боли,
поёт сквозь кровавый рот,
призывая к любви и к воле –
хрипотою низких частот.
Его голос бурлит как лава,
волны звука мощны как оргАн.
О как хорошо в них плавать!
Вновь и вновь уносясь в океан…
Полноводье счастья – так близко,
бьётся сердце, стучит барабан.
Удлинив волны света, низко –
солнце светит теперь в океан.
Стихло всё. И над полем брани
вновь восходит кровавый диск.
Как умытый в священной ране –
Чёрный светится Обелиск.
© Copyright: Агния Онил, 2015
Свидетельство о публикации №115012810715
СЕГОДНЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 52 ГОДА ТОЛИКУ КРУПНОВУ
Андрей Орлов
Андрей Орлов, известный широкой публике больше как поэт Орлуша, написал эти стихи ко дню рождения А. Крупнова 24 марта 2017 г. и представил их публике в клубе «Маяк».
Бездарен мир, и груб. С кого
За это нам спросить?
Бог, отпустил бы Крупского
На Землю погостить?
На день, или на толику
Недлинного часа?
Отдай нам, старый, Толика
При длинных волосах?
Не хочешь? Мы и лысого,
И бритого возьмём!
Отдай нам незабытого,
А мы потом вернём.
Не веришь, добрый боженька,
Что он придёт назад?
Возьми меня в заложники –
Хоть в рай, а хочешь – в ад.
Я буду с нимбом-ноликом
И с арфою дружить
А ты оставишь Толика –
Как в песне – «чтобы жить»?
Исполни невозможное
Без смысла, просто так!
А он – споёт «Дорожную»,
И будет всё – ништяк!
Переверни вселенную!
Тверда твоя рука?
И – песню про пельменную
Послушай с высока.
Ты сам пельмени кушаешь?
Попробовать пора!
Небось, Крупнова слушаешь
От ночи до утра?
Небось, Толян аккордами
Тебя достал вконец?
Ну, хватит корчить морду мне!
Отпустишь? Молодец!
А впрочем, в день рождения
Он с нами всё равно –
Не в виде привидения,
А пьяненький в говно,
А пьяненький-весёленький,
Такой, каким бывал,
Каким мы знали Толика,
Когда он выпивал.
В Толянов день рождения
Мы чокнемся раз пять,
И я, прогнав сомнения,
Спрошу тебя опять:
Из мира лживо-трупного,
Тряхнувши головой,
Верни нам, боже, Крупного,
Ведь он и там – живой.
ПЕРЕМИРИЕ У ВОДЫ
Андрей Орлов
5 октября 2016 г. · Москва
«Памяти Толика Крупнова, который когда-то наиболее точно отразил моё сегодняшнее настроение и отношение к происходящему»
Перемирие у воды.
Здесь не нужно путать следы,
Здесь не нужно ни рвать, ни бить.
Пить!
Припавши губами пить!
Ничего, что вода мутна,
Что полна кровищи она,
Если хочешь ещё пожить –
Пить!
Пока тебе есть, чем пить!
На тебя (тоже пьёт сейчас)
Хищник вылупил красный глаз.
Через час он тебя убьёт.
Пьёт.
Для сил на охоту пьёт.
Кто-то маленький между влез,
Тоже домом ему наш лес,
Без берёз ему – никуда…
Пить!
Пока ещё есть вода!
Все загривки напряжены,
Спины палом обожжены,
И вода – как последний дар.
Пить!
За нами идёт пожар!
Мимо трупы несёт поток,
Ты бы пить здесь вчера не смог,
Но вчера ты не знал беды.
Пить!
Ещё хоть глоток воды!
Сзади – сучьев горящий треск,
Взглядов волчьих смертельный блеск,
Пить?
Но я уже не боюсь,
Как хотите, я – остаюсь!
Пусть спасают шкуры свои
Муравьеды и муравьи.
Ныть и общую песню выть?
Жить!
Недолго, в огне, но – жить!
Перемирие у воды…
В обожжёной глине следы
Воздух – плотен, горяч и прел.
Все ушли.
А один – сгорел.
ПРИКВЕЛЛ В ПЕЛЬМЕННОЙ (ПРЕДСКАЗАНИЕ ПРОШЛОГО)
М. Байдаков
Светлой памяти Анатолия Крупнова посвящается
Качество отменно:
Мы сидим в пельменной,
Встретились и снова разошлись.
И уже не важно,
Что подумать страшно:
Что нам эта грёбаная жизнь?
Дальний полустанок…
Вышел спозаранок…
Как попал я в эдакую пердь?
И уже не важно,
Что подумать страшно,
Что нам эта грёбаная смерть?
В который раз я вспоминаю вас,
Мои хорошие друзья.
В который раз кончается рассказ,
Но автора забыть нельзя.
Завтра вдохновенно
В этой же пельменной
Два по двести будет пить Крупнов.
И совсем не страшно,
Что уже не важно,
С кем проснусь я утром без штанов.
Мы видали всяко,
Штырились, однако,
Ели и фрутюры, и паштет.
Нам уже не важно,
Что подумать страшно:
Что нам этот грёбаный гаштет?
В который раз я вспоминаю вас,
Мои хорошие друзья.
В который раз кончается рассказ,
Но автора забыть нельзя.
Снег, на дождь похожий,
Хлёстко бьёт по роже,
Это снова осень на дворе.
Разбитная память
В нужный миг заявит,
Что мы в этой грёбаной дыре.
Мы сидим в пельменной
С пива кружкой пенной,
Лакернём, ничто нас не спасёт.
И уже не важно,
Что подумать страшно:
Что нам это грёбаное всё?
В который раз я вспоминаю вас,
Мои подруги и друзья.
Бывает, что кончается рассказ,
Но автора забыть нельзя.
Портрет А. Крупнова, художник Руслан Русских:
Сюжет из документального фильма «Время ДДТ»
Диана Арбенина про рок-музыку и А. Крупнова (передача «Соль», 18.03.18)
Отрывок из прямого эфира с лидером группы «Ночные Cнайперы», музыкантом и поэтом Дианой Арбениной.
«Я готовлю программу. Я веду программу на «Нашем радио», называется она «Последний герой. Акустика редких людей». Я сейчас пишу программу про Анатолия Крупнова. В частности, я слушала песню под названием «Пельменная», которая написана, как мне кажется, в стиле прекрасного поэта Башлачева. Это очень мощная песня. Вот от нее больно. От моих песен, мне кажется, не больно, в них очень много жизни. А в том, что я сейчас слушала, очень много смерти»…
(Источник: http://snipers.net/news/2016/04/13/2631/)
13 апреля 2016 года. НАШЕ РАДИО /«Последний герой. Акустика редких людей»:
«Последних героев может быть много. Но очень, очень мало в мире людей, с которыми мне хотелось бы познакомиться, вот правда, очень, очень мало. Пожалуйста, будьте так любезны и не воспринимайте мои слова как заносчивость, как мою невежливость, я откровенна, и хотя бы за эту откровенность меня не стоит сильно порицать. Я никогда не хотела познакомиться ни с Джоном Ленноном, ни с Йоко Оно, ни с Цоем, ни с Фредди Меркури, ни с Куртом, ни с Эми, ни с Майком Науменко… Мне не хотелось узнать ни Ахматову, ни Хлебникова, ни Малевича, ни Андрея Миронова, ни Патрика Свейзи, ни Мандельштама, ни даже Иосифа Бродского. Мне просто кажется, что за всех этих людей больше говорит их след в истории, их песни, их роли и стихотворения, их концерты и, возможно, даже их интервью. Во всем этом этих людей гораздо больше. Может быть, даже всё. В этих следах рассказано о них все самое ценное и важное. И обыденность в стиле: «Приятно познакомиться. Я – Диана», – всё, кажется, мне испортит и распылит. Но мне чертовски обидно, что с Толей Крупновым, с Анатолием Крупновым, с Толиком Крупновым, с Крупским мне не довелось ни познакомиться, ни пересечься, ни просто увидеть его на сцене и попасть в эпицентр его, мне кажется, абсолютно живой, человеческой, такой мужской благородной рокерской харизмы…
…Я не была знакома с Анатолием Крупновым, и мне безумно жаль, что так распорядилось время, что мы просто с ним не совпали в этом мире. Почему жаль? Потому что, мне кажется, это самый тонкий, самый сильный музыкант рок-н-ролльщик в нашей стране, который умел так сказать и так объяснить свою любовь, как очень немногим удаётся.
Мне бы очень хотелось, чтобы он нас всех видел, слышал и знал, что мы все, даже те, кто ему никогда не жали руку, что мы его любим и он для нас жив!»
P.S. Диана Арбенина при участии гитариста Дмитрия Варшавчика, (участника группы «Неприкасаемые» и последнего состава группы Анатолия Крупнова «Чёрный Обелиск») запишет песню для проекта #трибьюткрупнова
Толя был гениальным музыкантом. Он был выдающимся, великим музыкантом, причем самоучкой. Я до сих пор говорю, что не могу найти бас-гитариста, не могу найти Толика Крупнова. Нотников до фига, но я не видел ни одного человека, равного по мощи таланта. И он, конечно, понимал свой масштаб. Как человек масштабный может этого в себе не понимать? Ты прекрасно осознаешь, насколько одарен. Дальше возникает вопрос: удастся ли все это реализовать?Его последний альбом, «Постальбом», который мы дописали, – послушайте внимательно: это пишет человек, который знает, что умирает. Но ничего поделать было нельзя. Началась новая эпоха, мы вошли в двухтысячные. А он был человеком ХХ века. Но в историю музыки он вошел. Уже вошел...
Довольно трудно в двух словах рассказать о том, какой был Толик замечательный человек. Когда Толик шел по улице – ему улыбались даже собаки. Он был необыкновенно добрым и необыкновенно красивым человеком. Его обожали женщины, и его очень любили мужчины, потому что он был потрясающим другом и товарищем. Это правда. Довольно трудно найти на свете ребят или девчат, у которых плюсов так много, что нужно сильно постараться, чтобы найти хотя бы один минус. И вот Толик был из этой очень редкой породы людей. И, конечно же, он был человеком удивительного, потрясающего таланта. Необыкновенно самобытный музыкант, который в рамках своей группы «Черный обелиск» создал абсолютно самостоятельную новую музыку. Я это говорю как музыкант.
Это была величайшая, одна из самых великих групп нашей страны, которая просто делала историю отечественной рок-музыки. Это настоящее огромное искусство. Толик – это какая-то колоссальная планета. Двадцать лет прошло, как его нет. Но это держится, это в нас, в тех людях, которые с ним соприкоснулись не только как с другом и товарищем, но и как с, прежде всего, великим музыкантом. Это было удивительное счастье просто быть вместе и создавать музыку с этим человеком.
Толик добрейший был человек. Хороший парень. Хороший музыкант. Мы вместе пытались сделать что-то - начиналось с долгих разговоров. Говорили об искусстве, об отношении к нему. О том, что и как мы должны говорить людям. Мы говорили, что нас интересуют чувства, простые человеческие чувства, и наша обязанность эти чувства людям отдавать. Пробовали даже репетировать со свечами - мальчишество. Он классный был музыкант, взрывной, Тарзан, по сцене носился, на колонки прыгал, все над ним посмеивались. С самого начала это была игра со смертью. Есть такие вещи, которых касаться нельзя. А мы ходили по этой дорожке. Нельзя стоять у каких-то дверей и хотеть за них заглянуть. Маялся Толя последнее время. Без него одиноко. Жалко мне его.
Наверное, не надо говорить о том, что Толик был отличным другом и потрясающим музыкантом, — об этом знают все. Он был необычайно открытым, удивительно дружелюбным человеком, дружил со всеми. Для всех, кто играл с ним, близко общался, Толик остался жив. Почти каждый день мы говорим о нем. Я думал, что с возрастом стал толстокожим — столько смертей пришлось пережить. Но со смертью Толи я не смогу смириться и никогда не смогу ее пережить.
Такого, как Крупнов, пожалуй, больше нет. Его нельзя забыть и нельзя разлюбить, какую бы музыку ты ни слушал сегодня. Дело же не в жанрах, он куда интереснее, выше и глубже жанров, которые играл. Если в нашем рок-н-ролле, не говоря уже о «тяжелой» музыке, был свой Высоцкий, то это был он.Последних героев может быть много. Но очень, очень мало в мире людей, с которыми мне хотелось бы познакомиться, вот правда, очень, очень мало. Я никогда не хотела познакомиться ни с Джоном Ленноном, ни с Йоко Оно, ни с Цоем, ни с Фредди Меркури, ни с Куртом, ни с Эми, ни с Майком Науменко... Мне не хотелось узнать ни Ахматову, ни Хлебникова, ни Малевича, ни Андрея Миронова, ни Патрика Свейзи, ни Мандельштама, ни даже Иосифа Бродского. Мне просто кажется, что за всех этих людей больше говорит их след в истории, их песни, их роли и стихотворения, их концерты и, возможно, даже их интервью. Во всем этом этих людей гораздо больше. Может быть, даже всё. В этих следах рассказано о них все самое ценное и важное. Но мне чертовски обидно, что с Толей Крупновым, с Анатолием Крупновым, с Толиком Крупновым, с Крупским мне не довелось ни познакомиться, ни пересечься, ни просто увидеть его на сцене и попасть в эпицентр его, мне кажется, абсолютно живой, человеческой, такой мужской благородной рокерской харизмы.
Мне кажется, это самый тонкий, самый сильный музыкант-рок-н-ролльщик в нашей стране, который умел так сказать и так объяснить свою любовь, как очень немногим удаётся.
Мне бы очень хотелось, чтобы он нас всех видел, слышал и знал, что мы все, даже те, кто ему никогда не жали руку, что мы его любим и он для нас жив!
У нас не случилось ни одного конфликта. От него постоянно шел позитив, были влюбленность в свое дело, невероятный ум, не всегда характерный для музыканта, чувство юмора, улыбка эта постоянная на лице… Он был настоящий. Ничего, кроме хорошего, о нем сказать не могу. Жаль, что таких вот могучих Бог забирает так рано. Крупнов – это Крупнов. Это часть моей жизни, кусочек сердца. Таких артистов очень мало. Буквально несколько человек остались реально в памяти, в сердце, наверное, навсегда уже. Толик один из них, несомненно… Насколько умным и честным человеком он был, не забыть никогда.Он же постоянно находился в поисках, менял жанры, менял состав, туда-сюда носился, из него хлестало творчество. Толик был вечно мечущийся.
Наиболее органичным я вижу Толю все-таки в первых двух пластинках «Обелиска». Это было то, что в нем жило, энергия, которая сносила все вокруг. «Обелиск» был нереально интеллектуальной группой, с моей точки зрения. Если бы он продолжил идти в этом направлении, огромных высот достиг бы.
Толик произвел на меня неизгладимое впечатление. Совершенно потрясающий человек! С ним всегда было комфортно. А уж когда он начинал играть… Все просто открывали рты и смотрели на него, опустив руки...
...Когда Толя играл на бас-гитаре, больше ничего не хотелось слушать. Не нужно было ни ударных, ни гитар. Но Толя был гораздо больше, чем рок-музыкант. Он не втискивался в эти рамки, и это мне всегда в нем нравилось....Я всегда мечтал о такой бас-гитаре, которая одна может выйти на сцену и просто положить весь зал. То есть не надо ничего. И расскажу смешной случай. У нас Доца, такой мощный барабанщик. Ну тоже Царство небесное. И он так говорил: «Ну я тащу этих басистов, все время тащу, тащу». Я говорю: «Подожди, вот Толик приедет». И Толик заходит в студию, берет бас-гитару, как дал! Он просто, знаешь, произошло чудо, он заполнил собой всю нашу репетиционную комнату, вот этой бас-гитарой и потащил за собой Доцу. Это я впервые наблюдал, да. И он просто его повел. И Доца после первой этой репетиции пот так со лба стирает: «Ну это да, крутой басист». Он был в восторге, Игорь, да, тоже. Что Крупа, конечно, мог, да, мог.
В 1992 году в одной из музыкальных телепередач я увидел выступление группы «Чёрный обелиск» на фестивале «Монстры рока СССР», и «Стена» стала одной из моих любимых песен. Младший брат записал этот концертный клип на видеокассету, и мы засмотрели её до ряби на экране. Басист-вокалист в красной майке был лохмат, небрит и дико крут. Я узнал, что его зовут Анатолий Крупнов.
«Чёрный обелиск», «Шах», «Неприкасаемые»...
Виниловые пластинки, аудиокассеты, компакт-диски...
Под эти песни мы пили спирт, варили мак, курили шмаль, влюблялись, ссорились, мирились, женились, расставались. Эти песни - часть нас, я состою из песен своей юности.
Двадцать четыре года спустя мы записали песню-посвящение Анатолию Крупнову. Для кого-то это повод вспомнить старое, для кого-то возможность открыть что-то новое.
24 марта - день рождения моей жены, моего близкого друга и Анатолия Крупнова. Жена - бывшая, друга нет, а песни есть.
С днём рождения, Крупа. Спасибо за музыку.
Что меня просто убивает, так это его (Анатолия Крупнова) клипы: настолько он артистичен, театрален! Я люблю таких нервных людей. Из него просто хлещет энергия, которую он растрачивает, не жалея. И правильно делает. Он поймал некую божественную ноту. Слово «предатель» к нему неприменимо - в этом смысле он железный человек.
Толя мне больше всех из «Неприкасаемых» нравился, самый волшебный был. Он был очень трогательным, умным, обаятельным человеком, скромным человеком, без какого-то пафоса. …И когда его не стало – конечно, это была трагедия. Мужик ушел. Настоящий.
Играть вместе нам было одно удовольствие, поскольку Толя был дико энергетическим, душевным, глубоким человеком. Жизнь Толи – это вечная улыбка, и, признаться, мне её очень не хватает. Мне сильно не хватает его доброты, его спокойствия. Нас многое внутренне объединяло. Он всё пропускал через своё сердце, воспринимал мир через любовь. Толя умел любить, а людей, которые умеют любить, не так много. С его уходом в моём сердце большая дыра.
Как профессионал - это музыкант, преданный своему делу. Как человек – милашка.
В этом художнике я вижу какую-то внутреннюю неустроенность и тревогу, тоску неглупого человека. Это очень хороший парень, с чувством юмора и не дурак, хотя и занимается таким хулиганским делом.
Для меня он был человек-герой. Романтический, светлый, тёплый, добрый, талантливый - одно удовольствие было с ним общаться. Когда в «Неприкасаемых» играл, это был целый спектакль: как он на стуле сидел, как плечами передёргивал... Фальши ни секунды не было в этом человеке.
Понимаешь, какое дело, мы отыграли с Толей немного концертов, но вот что я запомнил. Представь себе, что ты стоишь у микрофона, поёшь свою песню, а народ в зале смотрит не на тебя!.. А на него!
Работая на площадке с Толиком, на память приходят довольно редкие примеры из работы с актёром, когда можно говорить о каком-то чудовищном самозабвении, самоотдаче,.. о преданности,... о полной выкладке на съёмочной площадке. Такого у меня давно, к сожалению, не было. Я не встречал. Он был влюблён в процесс, и я, познакомившись с ним, понимаю, что всё, во всё, что он входил, он делал это с полной ответственностью и самоотдачей. У Толи была своя «нота» в жизни, и он её спел, не только в музыке.
Столько мы как-то по жизни пересекались. Он даже меня как-то раз замещал в группе «Воскресение», когда я не мог поехать на гастроли. Он как-то стремительно выучил концертную программу, по-моему, за 2 дня. Отыграл с воскресниками аж 3 концерта. То есть мы с ним как-то соприкасались, музыкант он был фантастический, человек был очень милый, несмотря на свою брутальную внешность и глупости, которые он употреблял, он был милейший человек.
Толик был одним из тех, кого я любил, обаятельным человеком и хорошим музыкантом. Если бы не эта трагедия, я уверен, у него было бы все хорошо — настолько сильно он шел в гору. До сих пор я не могу поверить в то, что его нет рядом со мной.
Если мне не изменяет память, это было зимой 1988 года. В Олимпийской деревне проходил концерт групп «Тяжёлый день» и «Черный Обелиск». Я, восемнадцатилетний парень, был, естественно, в первых рядах и упорно «кидал раков». Если честно, в тот вечер «Тяжёлый день» мне понравился больше. Впрочем, сейчас не об этом. С Толиком Крупновым мы познакомились через пять лет, когда мне вместе с Распаем Всеволодовичем Железных посчастливилось делать программу «Нержавейка» на радиостанции «SNC». Толик оказался очень обаятельным, интеллигентным и абсолютно не пафосным человеком. С ним было очень просто и интересно общаться. Он умел излагать свои мысли, что музыкантам, играющим тяжелую музыку, как правило, удается с трудом. Помню, как после каждой телевизионной «Нержавейки» я звонил ему и спрашивал: «Ну, как?» И Толик выдавал мне очередную порцию справедливой критики.
Хочется, чтобы как можно больше людей узнало, что это был за человек. Чтобы он остался не только в памяти болельщиков «Черного Обелиска», но и всех, кто еще откроет для себя талант Толика Крупнова. Он был полон энергии, всегда остро переживал и чувствовал жизнь гораздо сильнее остальных. Прожив совсем немного, он сделал гораздо больше, чем большинство из нас сделают за всю жизнь.Он был уникальный артист. Как говорится, сейчас таких уже не делают. Там, за бугром, таких, «прирождённых», бушующих и сжигающих себя в горниле рока тоже не было много: Клифф Бёртон, Бон Скотт, Лемми, Майк Паттон, ещё можно припомнить пару- тройку имён, и всё! Такие идут на сцену как в бой, совершают публичное харакири, каждый раз заживо сжигая себя на костре рок-н-ролла.
Из Толика вышел бы, наверное, великий боксёр, если бы у него не было бы такого чуткого и доброго сердца, слишком остро резонирующего на чужую боль.
Крупнов - гладиатор рок-н-ролла. Он мог вести себя на сцене то как взбесившийся носорог: бычья шея, косматая грива волос, демонический взгляд, то вдруг как рыцарь или утончённый поэт и лирик. Артистические контрасты его натуры поражали. Думаю, что таких артистов, как Крупнов, на нашем веку уже не будет... Романтические времена рок-н-ролла прошли, но Крупнова во мне не убить. Интересно, но как только Крупнов удалялся за сцену, он как-то сразу становился снова тихим, сдержанным, деликатным, добрым и отзывчивым Толей. «Ну как, понравилось?», «Как там в зале звук?», а затем следовали долгие и терпеливые разговоры с фанатами, бесконечные автографы, фото.
Что до Крупнова, то он взял с собой страх одиночества. Бывает, что одиночество - образ жизни, признак самодостаточности, когда, забившись в свою нору, человек горд тем, что может обойтись исключительно своим обществом. Крупнов же, наоборот, этого панически боялся. Если обстоятельства складывались так, что приходилось сидеть одному дома, он тут же начинал думать, как бы вырваться из четырех стен и куда направиться.